Море было одним из центральных образов как в минойском, так и в последующем древнегреческом искусстве. В отличие от египтян, представлявших себе море хитрым, жадным и враждебным, греки считали морские пучины скорее благодетельными по отношению к человеку. Море в и их представлении соединяло, а не разделяло землю. Но зимнее или кипящее в бурю море могло быть суровым и коварным, и, конечно, всегда его таинственные глубины населялись страшными чудовищами, сдерживаемыми лишь милостью богов.
Мы почти ничего не знаем о ранних греческих преданиях о морских монстрах, но, с одной стороны, материальная культура дает нам несколько намеков, о которых я расскажу ниже. С другой, уже у Гомера и Гесиода мы встречаем многочисленные упоминания о морских чудовищах или монстрах с ним связанных, таких как Кето, Сцилла, Харибда, сирены. Не менее разнообразны чудища, в образе которых предстают или которыми управляют морские божества: Посейдон, Форкий, Нерей, Тритон и прочие.
И тут я вновь вынуждена сказать что-нибудь в духе: «Этот ваш Гомер все переврал, а минойская мифология скорее всего была не менее крутая, чем у тех же Египтян». А вы подумаете: «Ну вот опять, сейчас еще про великую богиню-матерь начнет затирать». Не, выдыхайте, не начну. Просто обращу внимание на то, что в списке микенских божеств, упоминаемых в табличках линейного письма B, уже имеется как минимум Посейдон и Посидейа, некий Маринеус, а также Деметра, Арес, Гермес, Ифимедея, Гера и многие другие имена, встречающиеся в постгомеровской уже мифологической традиции. То есть преемственность налицо. Только вот вопрос о том, насколько адекватно после темных веков была передана смысловая нагрузка этих божеств навсегда останется открытым.
Помните многогрудого Зевса? То-то же. Страшно подумать, что могло случиться с приличными крито-микенскими божествами и мифами за время отчаянных попыток приспособить их под требования нуждающихся в духовной подпитке масс.
У нас сейчас тоже, кстати, что-то похожее происходит: из каждого более-менее патриотически настроенного утюга можно услышать о необходимости вернуться к каким-нибудь корням (тут на выбор в широком диапазоне от коммунистов и монархистов до глубин индийской мудрости и родноверов) и/или вообще создать новую идеологию. Я, например, временами, если найдет, топлю за четвертую политическую теорию и читаю под подушкой «Ноомахию», но в общем и целом готова констатировать вакуум смыслов, который каждый заполняет в меру своей изобретательности, а результат в масштабах целого народа малопредсказуем. Вот и Гомер с Гесиодом тоже, мне кажется, были весьма изобретательны, получилось вроде неплохо, но грекам, конечно, виднее=)
От чудовищ, рожденных сном разума, вернемся к морским. В общем, у минойцев на печатях водятся всякие странные существа, например, гении с их отчасти крокодильими чертами, есть и настоящий морской монстр, как на гемме с лодкой. Плюс орнаменты с волнами, меандры и т.п. в невероятном количестве. В связи с ними, мне кажется, стоит вспомнить, что вода и море определенно играло большую роль в посмертных представлениях минойцев (судя по росписям ларнаков, например). Даже знаменитые вазы с осьминогами скорее всего использовались в качестве погребального инвентаря и для подношений в святилищах.
Может минойский протомиф об Одиссее тоже был о плавании по водам иномирья? Египетская «Книга мертвых», например, на самом деле называлась «Главы о выходе к свету дня» и рассказывала о подобном пути. Тут я вспомню про замечательный проект Александра Данилина «Серебряные нити», включающий цикл радиопередач по мотивам «Одиссеи», в котором автор как раз предлагал не проскакать по приключенческой фабуле, а совершить вместе с Гомером путешествие души. Очень медиативное, скажу я вам, выходит странствие, мне энное количество лет назад, когда они выходили, очень были в кассу.
P.S. Тут бы можно было привести список литературы о догреческих истоках в поэмах Гомера, и, наверное, на эту тему была написана уже ни одна диссертация, но я назову лишь пару интересных: книгу Мартина Нильсона «The Mycenaean Origin of Greek Mythology», где он подходит к вопросу с географической точки зрения, сравнивая данные археологических раскопок и находок с концентрацией мифологического материала в определенных областях. А из русскоязычных - классическая работа "Гомер и история Восточного Средиземноморья" Гиндина и Цимбульского, там приводятся хеттские, египетские и множество других источников, и масса литературы по теме.