В Ульяновской области, а точнее в рабочем поселке Цильна с населением почти 4 тысячи человек, разгорелась настоящая война за местный элеватор. Происходящие тут события напоминают то боевик, то абсурдную пьесу.
Строению, за которое ведется битва, более 70 лет, и чаще всего СМИ упоминали его в позитивном контексте, но четыре года назад все изменилось. Элеватор шесть раз хотели подвести под процедуру банкротства, и пока шел процесс рассмотрения шестого заявления о несостоятельности сельхозпредприятия, на руках у команды предприимчивых дельцов, оказалось 80% акций элеватора. Теперь конкурсный управляющий, которого назначил суд, не может попасть на территорию предприятия.
В конце прошлой осени, местная пресса сообщала что новое руководство элеватора настойчиво предлагало сотрудничать цильнинским фермерам и клиентам из других регионов. Потенциальных партнеров уверяли в том, что своей работой на потяжении всей истории существования, предприятие доказало свою самодостаточность и способность зарабатывать деньги. При этом руководители умолчали о том, что в настоящее время работа Цильнинского элеватора идет вразрез с законом, и контрагентам может стать известно насколько мизерные сделки заключались на предприятии в течение последнего месяца.
Около десяти лет назад элеватор находился в составе холдинга «Мелькрукк». В 2009 году организацией был получен солидный кредит от банка «Возрождение». В качестве залога использовался и Цильнинский элеватор. До середины позапрошлого года предприятие обслуживало займ, но потом началась чехарда с собственниками, и выплаты по кредиту прекратились.
Банк пошел в суд, чтобы получить назад свои деньги, поскольку договориться с новыми владельцами не вышло, судья постановил начать процесс банкротства-наблюдения на предприятии, и уже год как временным управляющим ОАО «Цильнинский элекватор» считается Наталья Горбачева. Но она не имеет доступа на объект более шести месяцев: ее туда не допускают новые собственники.
Акции предприятия, оценочная стоимость которого составляет 100 млн руб., достались нынешней владелице Раисе Чахалян, можно сказать, за бесценок – всего лишь за 400 тыс. Чахалян, не имея на то законных полномочий, назначила директором элеватора Мурада Басирова и поставила охрану, заявив, что не собирается исполнять судебное постановление. Также она сказала, что элеватор будет работать, как работал, фермеры могут ни о чем не переживать, а банку следует забыть о невозвращенных 387 млн руб.
В интервью изданию 73online.ru, сын Раисы Чахалян Артур, который называет себя человеком, «контролирующим работу предприятия», и при этом имеет ни одну судимость, в том числе за мошенничество, заявил, что новое руководство элеватора считает требования конкурсной управляющей незаконными, а ее действия мошенническими. По его словам, решение суда находится в процессе обжалования, а конкурсная управляющая, утверждает Чахалян, «пытается войти на предприятие, распилить его, распродать, реализовать государственное зерно и повесить всё на сотрудников элеватора». «Поэтому и препятствуем ее заходу на элеватор. Это наше предприятие, и мы его не дадим обанкротить. Потому что банкротство — это фиктивная, вымышленная вещь. ОАО «Цильнинский элеватор» никаких денег от банка не получало, ни рубля! Кредит нам документально «навесили». Предприятие у нас сейчас работает в полном объеме, принимает и отпускает сельхозпродукцию», — настаивает представитель собственника. Банка такие слова, естественно, не устраивают.
Как уточнил директор департамента по работе с проблемными активами банка «Возрождение» Александр Деревориз, конкурсному управляющему, чтобы исполнить возлженные на нее законом обязанности, необходимо провести инвентаризацию имущества элеватора, выставить его на продажу и разыскать инвестора, заинтересованного в развитии сельхозпреприятия. Для этого Наталья Горбачева и хочет попасть на объект.
Однако первая же попытка захода на элеватор закончилась, как рассказала Горбачева, автомобильной погоней в лучших традициях Голливуда. Сначала конкурсного управляющего на территорию не пропустила местная охрана, пришлось вернуться в сопровождении сотрудников охранного агентства, но на элеваторе было пять вооруженных человек, и Наталья Горбачева решила не доводить дело до перестрелки и уехать.
«Вскоре нас стала преследовать машина охранников элеватора — неоднократно пыталась перегородить путь или скинуть с дороги. Это была настоящая погоня, как в кино. Было очень страшно. Что они хотели, не знаю, сами понимаете — в такой ситуации останавливаться, чтобы спросить, в чем дело, не станешь. Сейчас периодически получаю от представителей Раисы Чахалян угрозы в свой адрес», — говорит конкурсный управляющий.
Артур Чахалян эти обвинения считает необоснованными. «У нас порядка 65 сотрудников. Все заняты делом. Нам не до угроз и погонь», — заявил он изданию 73.online.
В свой второй приезд Горбачева столкнулась с майором полиции Шалаевым, который выставил ее с территории. Заявления в правоохранительные органы и прокуратуру по факту произошедшего никаких последствий не имели, поскольку местные органы ничего преступного в этом не увидели.
В то же время адвокат Оксана Михалкина отмечает, что майор полиции Шалаев превысил свои должностные полномочия. По словам юриста, закон разрешает конкурсному управляющему пройти на территорию элеватора, все необходимые документы у Горбачевой были с собой. «Я так полагаю, что действия этого майора полиции не могут быть признаны законными и по крайней мере дисциплинарное взыскание он должен понести», — резюмирует Михалкина.
Похоже на то, что местным властям специально прикрывают глаза, чтобы они не замечали «шалостей» новых владельцев элеватора. Это доказывает и тот факт, что местные СМИ сняли с размещения публикацию информации о том, что элеватор работает незаконно.
Месяц назад Наталья Горбачева снова хотела войти на предприятие уже с судебными приставами, но опять безрезультатно. «Один из акционеров говорит: «Не пущу, и все». Составили акт. Приставы с этим поделать пока ничего не могут. Дали им еще новое время — до 27 апреля, чтобы бывший директор элеватора Низамиев исполнил решение суда самостоятельно, передал все необходимые документы и имущество. Если у него не получится, тогда уже приставы будут работать в принудительном порядке», — рассказала Горбачева.
Впрочем, 27 апреля все происходящее стало напоминать театр абсурда. От судебных приставов поступил отказ выезжать на объект, что очень странно, учитывая пребывание на элеваторе около 20 тыс. тонн зерна из федерального интервенционного фонда. Инвентаризция на предприятии не проводилась, и о судьбе этого зерна нет данных, за исключением слов семьи Чахалян, подтвердить которые невозможно.
«Законы Российской Федерации в Цильне не действуют никак. Полный беспредел, просто какая-то Кущевка номер два», — констатирует директор департамента по работе с проблемными активами банка «Возрождение» Александр Деревориз.
Михаил Петров