В преддверии Дня рождения Санкт-Петербурга хочется рассказать о его, пожалуй, одной из самых ярких градостроительных особенностей, о дворах-колодцах. «Непарадный Петербург» привлекает туристов не меньше, чем творения Трезини и Росси. Многие туристы, полюбившие мрачную эстетику дворов-колодцев, платят за многочасовые экскурсии по самым ярким дворам, прокладывают маршруты на несколько километров (не выходя на главные улицы и набережные). Их фотографии заполняют Instagram, в то время как сами горожане не очень любят закрытые и темные дворы, стараются обходить их стороной.
Почему в Петербурге так много дворов-колодцев?
В Санкт-Петербурге, как и в любом столичной и перспективном городе быстро дорожала земля. Кроме того, из-за болотистых почв, обилию рек, ручьев и сырости, пригодных для строительства участков было еще меньше. Первые постройки в городи возводились по классической схеме, буквой П. Но из-за большого спроса на землю и её дороговизны Пётр I вскоре издал указ о строительстве домов «сплошной фасадой». Так появились гряды домов вдоль набережных и основных улиц. Но в этот момент дворы-колодцы считались лишь исключением.
Быстрое экономическое развитие Петербурга привлекло сюда очень много новых жителей, и это были не только купцы и знать, способные построить себе личный дом, но и простые рабочие, которым нужно было где-то жить. К началу XX века сильно вырос рынок аренды. Особо предприимчивые люди и предприятия быстро поняли, что спрос на дешевое и маленькое жилье будет только расти, и в Петербурге случился настоящий бум строительства доходных домов.
Из-за дороговизны участков, предприниматели старались извлечь максимальную прибыль из каждого квадратного метра земли, поэтому они старались разместить как можно больше квартир на сравнительно небольшой площади. Но блокированная застройка не позволяла сделать окна «наружу», поэтому дома строили по периметру участка, выводя окна квартир во внутренний двор (квадратная буква О).
Место экономили буквально на всём: на лестничных клетках (поэтому вход в них был как правило прямо из арок), на черных лестницах, так как у типичных жильцов не было обслуги, на коридорах. Квартирки были как правило односторонние, с однотипными планировками (так называемые «гребенки»), с узкими комнатами в одно-два окна. Самые ушлые домовладельцы умудрялись вместить во двор еще один дом, и получалось, что в доме уже два маленьких двора-колодцах (квадратная цифра 8).
Украшением домов тоже не сильно увлекались, поэтому у самых известных доходных домов очень красивые фасады, и самые простые дворы. К тому же зачем было их украшать, если как правило в таких дворах образовывалась свалка мусора или склад с углем для растопки. Город и его экономика продолжали разрастаться, поэтому к началу XX века в Петербурге образовались целые кварталы доходных домов с многокилометровой системой дворов-колодцев, которые использовались для хранения угля и мусора, для содержания лошадей. Сами же петербуржцы верят, что замкнутые дворы помогают выдерживать сильный ветер.