«У меня голова идет кругом от одной мысли о прикорме» - подобное часто можно услышать от мам подросших малышей.
Прикорм и сложности, связанные с ним, понятны: еще вчера ребенок не знал иного вкуса, кроме материнского молока (или адаптированной смеси при искусственном вскармливании), а сегодня приходится погружаться в списки разрешенных продуктов и рекомендации врачей по объемам прикорма, изучать составы баночного пюре или рецепты для самостоятельного приготовления и даже вновь бороться с дискомфортом в детском животе.
А если ребенок мало или вдруг слишком много ест? Играет с едой вместо непосредственно трапезы? Выплевывает кусочки и бросает ложку?
Вопросы, связанные с прикормом, действительно могут обернуться сверлящей головной болью.
Но есть и иной путь, когда процесс перевода малыша на общий стол проходит не только неощутимо, но и с удовольствием для всех фигурантов процесса.
Автор этого материала не готовила отдельно детские блюда, не измельчала еду в блендере, не следила за объемами съеденного и не учила ребенка есть приборами. В результате, у дочери развился здоровый аппетит к любым продуктам, до вилки-ложки она дозрела сама, в то время как мать сохранила сотни нервных клеток и так не узнала вкуса остывшего кофе.
В чем секрет?
В поиске золотой середины (для каждой пары «мама-ребенок» - она своя) между различными подходами к прикорму. Возьмем две основные схемы, основываясь на которых кормят своих детей большинство родителей во всем мире. Педиатрический прикорм – классический подход к питанию с пюре, граммами и чайными ложками. Предполагает постепенный ввод нового продукта по одному (в начале, как правило, кабачок/брокколи/цветная капуста в виде пюре или каша при недоборе веса). Последовательное увеличение порции ориентировано на частичную замену кормлений грудью.
Педагогический прикорм – фактически знакомство с едой из маминой тарелки. Адепты этого метода знакомят детей со всеми продуктами взрослого рациона понемногу, предлагая микродозы в процессе собственной трапезы. Ребенок учится жевать кусочки, а его ЖКТ – вырабатывать ферменты для переваривания сложной пищи.
Остановимся подробнее на некоторых важных принципах, которые необходимо учитывать вне зависимости от выбранного метода прикорма.
Когда начинать:
Не ранее 6 месяцев.
До полугода рацион ребенка должен состоять исключительно из грудного молока или молочной смеси. Да-да, никаких капель сока на язык или «пососать сушку», что так любят предлагать любящие бабушки. Начало прикорма в их молодости было связано с необходимостью выхода на работу и низким качеством смесей – они не удовлетворяли потребностей детского организма в важных микроэлементах. Современные педиатры едины во мнении: до полугода, а то и дольше ЖКТ ребенка совершенно не готов к «взрослой» пище. Не спешите, и вы с высокой долей вероятности убережете малыша от хронических болезней пищеварительной системы в будущем.
Пищевой интерес.
Одним из основных сигналов к началу прикорма должен быть неподдельный интерес ребенка к процессу еды. Он выражается в жадном взгляде, которым малыш провожает путь продукта от тарелки ко рту. Интерес легко проверить: когда увидите заинтересованность к собственной трапезе, предложите ребенку свой столовый прибор. Если эта «игрушка» его удовлетворит – значит, интерес проявлен пока не к еде. В идеале надо начинать прикорм, когда ребенок буквально выхватывает ваше блюдо из тарелки. Для стимулирования пищевого интереса можно с 3 месяцев брать малыша с собой за стол, чтобы он наблюдал за тем, как это происходит у взрослых.
Выталкивающий рефлекс
(высовывание языка при попадании любого объекта в рот) должен угаснуть, прежде чем вы начнете прикорм. Сюда же можно добавить, что ребенок должен уметь сидеть хотя бы с поддержкой. Пытаться накормить полу-лежачего младенца, как минимум, некомфортно, и хуже того – опасно. При попадании пищи «не в то горло», ребенок естественным образом откашляется и выплюнет лишнее, но лишь в том случае, если сидит вертикально – в лежачем положении механизм может не сработать.
Важно знать.
Согласно формулировке ВОЗ (всемирной организации здравоохранения), прикорм – это «любые, содержащие питательные вещества, продукты или жидкости, дополняющие грудное молоко в период с 6 до 12 месяцев». По рекомендации международной группы врачей, основу рациона детей до года по-прежнему должна составлять жидкая пища: материнское молоко или молочная смесь. Это позволяет, в случае необходимости (болезни, прививки, прорезывание зубов, смена климата) безболезненно поставить прикорм на паузу на несколько дней.
Многие ошибочно понимают цель прикорма – она не заключается в том, чтобы накормить малыша любой ценой. Прикармливание твердой пищей делается для того, чтобы ребенок мог познакомиться с новыми вкусами и текстурами, а после года с удовольствием, интересом и аппетитом присоединился к общим семейным трапезам. И лишь во вторую очередь речь идет о получении дополнительного объема микроэлементов и энергии.
Процесс.
Здесь возможны варианты, но, как правило, прикорм начинается с одного-двух, максимум трех продуктов в первой половине каждого дня. Так проще отследить реакцию в течение дневных часов. Ребенок должен быть бодрым, здоровым, выспавшимся и в хорошем настроении. Он может сидеть как на коленях у кого-то из взрослых, так и в специальном стульчике для кормления.
В рамках семейного завтрака мама предлагает ребенку пару чайных ложек еды из своей тарелки (например, каша на воде или несоленый омлет). Другой метод – положить перед малышом куски еды, чтобы он изучал их без помощи взрослых. Например, соцветие брокколи, дольки вареной картошки или фрукты. Дети отлично умеют разжевывать продукты своими беззубыми челюстями. И не нужно бояться, что ребенок подавится, откашливаться от слишком крупного куска – нормально. Как показывает практика, любая мама (если откинет излишнюю панику) может отличить неловкий процесс глотания от попадания еды в дыхательное горло. Для собственного успокоения не давайте малышам маленькие круглые продукты (неразрезанные виноград, черешню, помидоры черри) и заранее посмотрите видеоролик с оказанием первой помощи – пусть эти знания вам никогда не пригодятся.
Не стоит превращать прием пищи в театр одного актера, или двух – при участии папы (мужчины любят делать из ложки летящий самолет или ковш экскаватора). Равно как и не нужно кормить ребенка под аккомпанемент мультфильмов – так вы на много лет выработаете неправильную ассоциацию и будете вынуждены с этим бороться. Малыш должен усвоить с первых месяцев, что еда – это только еда, не более того. Если ребенок после всего двух съеденных ложек (или кусочков) начинает разбрасывать пищу в разные стороны, со слезами протестовать или напротив – веселиться, значит, прием пищи на данный момент окончен, едок спокойно спускается из стульчика на пол.
Как показывают опросы, дети, не знакомые с принуждением к еде, при бережном прикорме, редко имеют проблемы с аппетитом и не становятся так называемыми «малоежками» в будущем.
Важно понимать, что с вводом прикорма неминуемо изменяется цвет, консистенция и запах стула. Вас не должны смущать непереваренные кусочки пищи в подгузнике (а лучше вообще лишний раз не рассматривать его содержимое) – достаточное количество ферментов для полного расщепления продуктов вырабатывается только ближе к 2 годам. Но это не значит, что в более раннем возрасте полезные вещества из пищи не усваиваются – детский организм берет все, что ему нужно в данный момент.
Чего следует избегать.
Едва ли нужно отдельно объяснять необходимость оздоровления собственного рациона для вовлечения ребенка в процесс еды. Даже если малыш изначально питается отдельной диетической «детской» пищей, пройдет совсем немного времени, когда он настойчиво потребует еду с взрослого стола. Поэтому придется отказаться или уменьшить объемы употребляемых полуфабрикатов, суррогатов, фаст-фуда, газировки, жареной пищи. Возможно, ваш организм (может, и фигура) еще скажут ребенку за это спасибо.
Если кто-то из родителей страдает аллергией, важно проявлять особую осторожность при знакомстве детей с потенциальными аллергенами. Лучше выдерживать паузу в несколько дней после пробы «опасного продукта», чтобы дать организму привыкнуть и отследить возможную реакцию.
Ниже приведем основные нежелательные продукты для питания младенцев:
- Соль – важно избегать ее переизбытка в пище, а также сильно соленых продуктов (рассольный сыр, соленая рыба, консервированные овощи), поскольку почки детей недостаточно зрелые. Норма до года – примерно 1 грамм соли в день.
- Сахар – также лучше не перебарщивать. Помимо пустых калорий он несет большую опасность для зубов. Стоматологи отмечают, что современные дети сталкиваются с первым кариесом в 2 года и ранее.
- Мед – врачи не рекомендуют употреблять в пищу до трех лет из-за риска развития ботулизма. Детский организм не в состоянии расщепить споры заболевания, если они попали в нектар при его сборе.
- Грибы – просто тяжелая для переваривания пища, которая влечет за собой никому не нужное расстройство пищеварения.
- Коровье молоко – по той же причине (тяжело для усвоения) нежелательно к употреблению до 1 года в качестве напитка. Однако использование в готовке допустимо.
- Кофе, чай – мешают нормальному усвоению железа, а травяные напитки и вовсе могут оказать излишний фармакологический эффект.
Приятного аппетита всей семье!
О том, как приучить ребенка есть самостоятельно, читайте здесь.
Не пропустите полезное о воспитании ребенка, здоровье, отдыхе, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал и делитесь с друзьями.