Найти в Дзене
Наука по-другому

Есть ли у бактерий бактерии?

Мы знаем, что бактерии имеют размер от 0,2 микрометра до почти одного миллиметра. Огромная разница, более, чем в тысячу раз. И этого достаточно, чтобы бактерия «поменьше» могла поместиться в бактерии «побольше».

Ничто не запрещает бактериям вторгаться в другие бактерии, в природе возможно всё.

Пример: у мучнистого червеца Planococcus citri есть бактерия-симбионт Tremblaya princeps, которая, в свою очередь, имеет внутриклеточного «жильца» - протеобактерию Moranella. Вот как это выглядит:

       Флуоресцентная гибридизация in situ (шкала: 10 мкм)                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                                                            3a) Tremblaya princeps подсвечены зеленым цветом; 3b) протеобактерия Moranella окрашена в красный цвет.
Флуоресцентная гибридизация in situ (шкала: 10 мкм) 3a) Tremblaya princeps подсвечены зеленым цветом; 3b) протеобактерия Moranella окрашена в красный цвет.

Большинство ученых (не все), изучающие происхождение эукариотических клеток (имеющих ядро), считают, что они происходят от археобактерий, у которых не было ядра.

Все ученые согласны с тем, что митохондрии внутри эукариотических клеток являются потомками инвазивных альфа-протеобактерий. Неясно, являются ли архейные клетки эукариотическими по своей природе, то есть внутренние мембраны и транспортные системы возникли до или после появления митохондрий.

Бактерии внутри бактерий – это не сумасшедшая теория, а инструмент, с помощью которого можно объяснить происхождение эукариотов. Эта гипотеза получила некоторое толкование благодаря открытию локиархеотов. У этого сложного архея есть гены для фагоцитоза, образования внутриклеточной мембраны, внутриклеточного транспорта и сигнально-клеточной активности как у эукариотических клеток. Гены локиархеотов явно связаны с эукариотическими генами, что указывает на общее происхождение.

Мы не знаем, как часто одни бактерии живут в других бактериях, потому что в основном изучаем бактерии по их ДНК. Это отлично подходит для обнаружения новых видов, но не говорит нам, являются ли они свободными или «сожительствуют» с другими бактериями. Кому-то придется потратить много времени на сбор и подготовку проб окружающей среды для тщательного изучения микроскопическими методами, что будет очень долго и утомительно. Но оно того стоит, так как это может пролить больше света на историю жизни, которая часто является одновременно историей конфликта и сотрудничества. Это та история, которая никогда не перестанет быть актуальной.

Наука
7 млн интересуются