Почему смотря на картины, иконы, фрески и скульптуры, созданные в разных странах и эпохах, мы без труда узнаем показанных на них персонажей Нового завета?
Это происходит благодаря иконографии - строго регламентированной системе изображения персонажей или событий.
Например, вы без труда вспомните сюжет Благовещения, а именно канон его изображения: Архангел Гавриил, Дева Мария, склонившая колени перед небесным посланником, полная страха и священного трепета; лилии.
Увидев фигуру в доспехах, вооруженную огненным мечом, копьем или весами, вы без сомнения узнаете Архангела Михаила. А Иисус Христос неизменно предстает худощавым мужчиной с темной бородой и волосами до плеч.
Для чего нужна иконография? Изобразительное искусство являлось основным языком религиозного повествования. Долгое время большинство прихожан оставались безграмотными, поэтому картины, витражи и скульптура были единственным способом для создания универсального языка повествования сюжетов Нового завета.
Церковные иерархи утверждали художественные образы, композиции сцен и цвет платьев участников Библейской истории. Отступление от канона могло вызвать настоящий скандал, но несмотря на это, художники все равно обходили принятые правила.
Исказив канон, живописец мог полностью переменить смысл изображенного сюжета. Это было способом передачи другого, отличного от принятого Церковью знания, а не скандальной шуткой. А с ересями, как известно, Церковь решительно боролась.
Именно так появились две версии одной картины Леонардо да Винчи - «Мадонна в скалах». Заказчик отказался от первого показанного ему варианта, посчитав его богохульным. Поэтому художник повторил сюжет первоначального полотна, применив правила канона, после чего работа была принята.
Создавая трехстворчатый алтарь Иероним Босх действовал в рамках иконографии сюжета Поклонение волхвов, согласно которому на картине должны присутствовать Дева Мария, младенец Христос и Святой Иосиф.
Но Иосиф написан на левой створке алтаря, вдали от основного действия. Его фигура мала и незаметна на первый взгляд. Он показан спиной и занят тем, что сушит детские пеленки…Таким образом иконография сюжета была соблюдена, но при этом Иосиф Обручник показан чужим и имеющим к событию, происходящему на центральной части алтаря, весьма условное отношение.
Канон православной иконы более устойчив. Композиция может варьироваться, но в строго заданных рамках образов. Сама икона уже является глубоко символичной, поэтому иконографические изменения незначительны.
Однако, «Троица» Андрея Рублева была признана несколько революционной – он изменил древний канон, очистив сюжет от третьих лиц и сосредоточившись на изображении главных персонажей сюжета.
Читайте также: