Типичная ситуация выглядит так: частный дом, электросчетчик в нем установлен лет десять, а то и двадцать назад, его работа нареканий не вызывает. Но вот энергосбыта приходит уведомление, что у счетчика истек межповерочный интервал. Прибор учета надо поверить или поставить новый. Чаще всего собственник выбирает замену, устанавливает новый счетчик. Думает, что проблема решена. Но не тут-то было. Энергетики выдают ему предписание вынести счетчик на фасад дома, а то и вовсе на ближайшей столб ЛЭП.
Насколько законно это требование? Как это нередко бывает в российских условиях, однозначного ответа на этот вопрос нет.
С одной стороны, действующее законодательство содержит норму, согласно которой прибор учета должен размещаться на границе разграничения ответствености потребителя и электросетевой организации. Норма эта содержится в п. 144 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии». Либо, в случае технической невозможности установки на границе, в месте, максимально пририближенном к границе.
С другой стороны в «Правилах устройства электроустановок» (ПУЭ, свод нормативов, которыми в отрасли регламентируется строительство и эксплуатация объектов) размещение счетчиков допускается в «легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°С». Можно, конечно, размещать и в уличных обогреваемых шкафах, однако прав навязывать установку таких шкафов, а равно как и использование «морозоустойчивых» счетчиков законодательство энергетикам не дает.
В итоге, получаем правовую коллизию. Суды принимают решения как в одну, так и в другую сторону. Какова позиция ФАС?
Из опубликованных в конце апреля 2018 года разъяснений ведомства вытекает, что они антимонопольщики в данном вопросе находятся на стороне энергетиков. Про нормы ПУЭ в разъяснениях не упоминается. Счетчики, как пишет ФАС, надо ставить на линии разраничения балансовой принадлежности.
Полностью разъяснения ФАС приводим ниже.
Место установки прибора учета электроэнергии? Разъяснения Федеральной антимонопольной службы
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения), обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
В соответствии с пунктом 150 Основных положений в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета.
Пунктом 147 Основных положений, установлено, что места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.
За исключением случаев, указанных в пункте 148 Основных положений, согласование с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка мест установки, схем подключения, метрологических и иных характеристик приборов учета не требуется.