Освобождение от монгольского ига в XV в. не принесло русским женщинам свободы и расширения прав. Место чужеземных захватчиков заняли отечественные угнетатели.
Конечно, досталось всем. Дворяне настаивали на прикреплении к земле всех крестьян. И постепенно крепостное право усиливало свои позиции.
Но больше всего горя крепостное право принесло женщинам.
Последствиями монгольского ига и укоренения христианства стало ужесточение патриархальных законов, сокращение прав и свобод женщин и снижение их социального статуса в русском обществе.
Результатом стала практика «затворничества» для женщин. Затворничество предполагало ограничение жизни и действий женщин исключительно пределами семейного круга.
В соответствии с утвердившимися традициями и религиозными нормами русская женщина не должна была показываться «на люди» и общаться с незнакомыми людьми. Даже ее передвижение по селу было строго регламентировано. Оставалась только одна «уважительная» причина, по которой женщина могла покидать свой двор — посещение церкви в воскресные дни.
Без мужчины-опекуна женщина не могла знакомиться с новыми людьми и даже совершать покупки. Власть мужчины в семье стала всеобъемлющей.
А что же церковь?
Она не только не защищала женщину от грубого обращения и насилия в собственном доме, но и предписывала обязательные строгие физические наказания за совершенные ею проступки. Более того, рекомендовалось время от времени наказывать женщину «просто» так в профилактических целях. Церковь считала, что через побои женщина «очищается», и если этого не делать, то она обязательно «впадет в порок».
Для наказаний глава семьи использовал плеть, поскольку нельзя было бить женщину железными и деревянными предметами. Но это ограничение было продиктовано отнюдь не гуманизмом. Просто после наказания женщина должна была в состоянии исполнять свои обязанности по дому и хозяйству. А какая работница из изувеченной женщины?
Мужчин, которые не били своих жен, общество осуждало и считало слабовольными и «занимающимися самогубительством».
Советы и правила ведения домашних дел были в XVI в. изложены в «Домострое», который представлял собой сборник норм, составленный протопопом Сильвестром. В нем, в частности, говорилось:
«Подобает мужьям поучать жен своих с любовью и благорассудным наказанием. Жены мужей своих спрашивают и во всем должны мужу покоряться, а что он накажет, то с любовью и со страхом внимать и творить по сему писанию. А в гости ходить и к себе звать и связываться, с кем муж велит».
Но все же кое-какие права у женщин оставались. Например, законы осуждали насильственную выдачу девушки замуж в случае ее несогласия на брак. Если девушка в такой ситуации наносила себе увечья или кончала жизнь самоубийством, то ее отца ждала суровая кара.
Девушки это прекрасно знали и при несогласии выходить замуж за нелюбимого угрожали «наложить на себя руки». Угроза срабатывала.
Сохранялось традиционно уважительное отношение к матери. Сыновья в семье обязаны были свято почитать своих матерей, помогать им и слушаться их.
Насильники строго наказывались. На мужчину, обесчестившего женщину, накладывался большой штраф. Но это наказание не распространялось на помещиков, которые применяли насилие по отношению к своим крепостным крестьянкам.
В период расцвета крепостничества помещичьи крестьяне вообще были бесправным сословием, а женщины из этой среды и вовсе были полностью беззащитными в своих правах.
Самым грубыми проявлениями крепостного права можно считать широко распространившееся «право первой ночи» и торговлю людьми.
Законом первое не предписывалось, но и особых препятствий не создавало. Несладко приходилось даже в случае господства барыни-помещицы.
Самым страшным и известным примером служит дворянка Дарья Салтыкова, известная как «Салтычиха». Ей было предъявлено обвинение в злостном и особо жестоком убийстве 75 крестьян, в суде было полностью доказано 38 эпизодов.
Жертвами садистки являлись главным образом девушки и женщины.
В других помещичьих имениях случаи жестоких расправ с крепостными женщинами встречались не так часто, но и большой редкостью не были.
Уголовное преследование помещиков-изуверов производилось только в случаях, когда убийства носили регулярный характер. И наказание было очень мягким. Виновный на некоторое время отстранялся от управления своим поместьем, а хозяйство передавалось под опеку, которая снималась очень скоро.
Практика продажи крепостных крестьян тоже больше коснулась женщин. Мужчины были по закону прикреплены к земле и могли продаваться только вместе с ней. Главная обязанность крестьянина — обработка своего надела и труд на барщине.
Поэтому в работорговле наиболее распространенным «товаром» были молодые девушки, которых обычно покупали для работы в качестве «дворовых девок», т. е. прислуги в домах и имениях помещиков.
Со временем торговля людьми была запрещена законом. Но уже тогда помещики умели находить способы обхода закона. В газетах стали появляться объявления о «сдаче в наем» прачек, кухарок, няней и швей, хотя на самом деле это была все та же торговля женщинами.
Период расцвета крепостничества стал для русских крестьянок временем самого бесправного существования. Семья, церковь, помещики — все низвели женщину-крестьянку до самого низкого социального и правового положения. А государство не защищало даже тех минимальных прав женщин, которые были законодательством тех времен предусмотрены.
Источник: РАПСИ
Понравилась статья?
- Тех, кто интересуется современным правом, я приглашаю в мою группу «ВКонтакте». Там мы ищем правовые смыслы современности.