По мнению аналитиков международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield, повышение участия государства в экономической деятельности в новый шестилетний экономический курс правительства окажет влияние на развитие рынка недвижимости, в том числе коммерческой.
По словам экспертов C&W, на российский рынок недвижимости будет влиять ряд ключевых факторов — усиление контроля государства за бизнесом, увеличение налогового бремени, изменение условий кредитования, развитие национального производства и соответствующих механизмов цифровой экономики, развитие городов.
Так, необходимость строительства объекта недвижимости будет определяться не его бизнес – моделью и рентабельностью, а полезностью его присутствия в крупном проекте, целевой госпрограмме. Благодаря такому «преференциальному» статусу девелоперы получат доступ к расширенным возможностям кредитования, однако общие тенденции коммерческого девелопмента при этом сведутся к крайне ограниченному числу «заказов».
Что касается ставок аренды коммерческой недвижимости, по сравнению с текущим уровнем в среднем они могут вырасти на 15–20%, при этом значительного спекулятивного роста не ожидается. Формирование новых предложений будет отталкиваться главным образом от возможностей реконструкции объектов, возведённых порядка двух десятков лет назад, новое строительство, как было указано выше, сведётся к минимуму.
Рост налоговых ставок станет ещё одним фактором, влияние которого на фоне повышения требований со стороны государства станет во главу угла при определении требований к рентабельности и маржинальности объекта и связанного с ним бизнеса. Начинания с низкой рентабельностью, как закономерно полагают аналитики C&W, будут иметь всё меньше шансов на успех.
В ногу с описанными трендами будет двигаться и развитие малых форм коммерческой недвижимости. В ближайшие шесть лет будут развиваться небольшие объекты с комфортными в плане географической доступности и временных затрат характеристиками, способные удовлетворить спрос потребителей в плане повседневных бытовых нужд низкого ценового сегмента и малых объёмов – химчистка, ремонт обуви, хлебобулочные изделия и т.п. Так, следуя данной логике торговые центры будут перебираться ближе к потребителям, при этом существующая застройка будет существенно ограничивать их «аппетиты» в плане площадей. Для статистики, по итогам прошлого года доля малых объектов коммерческой недвижимости составила около 60% в общем объеме торговых площадей.
Источник: www.rbc.ru