Самое ми-ми-ми за несколько веков существования изобразительного искусства.
Ангелочки эти, как известно, из картины
«Сикстинская Мадонна», Рафаэль, 1515
Кстати, эта картина после Второй мировой войны попала в СССР, и только в пятидесятые ее решили все-таки вернуть в братскую коммунистическую Германию. А то бы в Пушкинском она у нас висела, эх...
«Автопортрет художницы с дочерью»,
Элизабет Виже-Лебрен, ок.1785
Это та самая художница Виже-Лебрен, которая была любимой портретисткой королевы Марии-Антуанетты. Когда в Париже начали рубить головы всем направо и налево, даже прачкам и уборщицам -- лишь за то, что они в королевском дворце работали, Виже-Лебрен была уже далеко, в России, зарабатывая отличные деньги на новых русских екатерининских вельможах.
Дочку Жюли она очень любила рисовать, кроме этого портрета есть и другие. Кстати, когда мама работала в Петербурге, уже подросшая Жюли отказалась выходить замуж за художника Герина, которого ей выбрали родители. И выскочила за Гаэтана-Бернара Нигри - директора российских императорских театров. Мужа, впрочем, она бросила спустя несколько лет, вернулась в Париж и в 39 лет скончалась от пневмонии.
«Качели».
Жан-Оноре Фрагонар, ок. 1767
Изначальное французское название примерно можно перевести как "Счастливые возможности/шансы, которые нам даруют качели".
Дамочка качается на качелях, спереди в кустах лежит юноша, который сейчас поймает слетевшую с ее ноги туфельку, да еще и под юбку заглянет. А позади стоит немолодой мужчина, который и раскачивает качели с помощью веревки -- вероятно, он и не знает, что его красавица демонстрирует свои прелести кому-то еще. Аллегория неравного брака, между прочим!
«Дети, бегущие от грозы»,
Константин Маковский. 1872
История написания этой картины легко ложится в сценарий хоррор-фильма, на мой вкус.
Цитирую: "Маковский долгое время вынашивал идею картины, посвященной детям. Особенно его привлекали своими характерами простые и непосредственные сельские ребятишки. Однажды, находясь в Тамбовской губернии, он во время работы над очередным этюдом с натуры познакомился с местной детворой. Среди ребят особой бойкостью выделялась глазастая девчушка, которая поинтересовалась у Маковского «А что ты делаешь?» Художник ответил девочке, что рисует, и предложил написать с натуры её портрет. Девочка согласилась позировать. Договорились о встрече на завтра на этом же месте. Однако на следующий день в толпе местных ребятишек её не оказалось...
...Ребята рассказали, что их подружка пошла в лес по грибы, прихватив с собой маленького братика, и во время прогулки ребят настигла сильная гроза. Переходя через болото, девочка не удержалась и упала в воду, а мальчонка успел спрыгнуть на берег, благодаря чему остался сухим. Сестра же его сильно промокла и ночью занемогла, из-за чего и не смогла прийти на условленную встречу. Пришлось Маковскому писать девочку на картине по памяти. Впоследствии художник не раз говорил о том, что хотел разыскать её, он до последних дней помнил об этом эпизоде в Тамбовской губернии. В письме своему брату живописец писал с горечью о том, что так и не узнал, что же сталось с глазастой девчушкой, а ведь так хотел показать ей готовую картину!
«Пылающий июнь».
Фредерик Лейтон, 1895
Все не так однозначно, как кажется. Это не просто милая девушка спит -- видите красные ягодки? это олеандр, он ядовитый, это намек на то, что сон и смерть это родные братья. Ну а позу художник немножко заимствовал у Микеланджело, из "Гробницы Медичи" (фигура Ночи) -- тоже не самое воплощение оптимизма.
В 1960-х годах картину хотел купить молодой Эндрю Ллойд Уэббер, но бабушка отказалась ему одолжить 50 фунтов на покупку, со словами "я этот викторианский мусор в своей квартире терпеть не буду!". Сейчас, ясно дело, она бы стоила тысячи и тысячи.
«Похищение Психеи».
Вильям Бугро, 1895
очему картина называется "Похищением" - понятия не имею. Психею никто не похищал, она сама за мужем бегала прямо неприлично. Должно быть просто "Вознесение" по идее -- это когда она его таки догнала (если коротко миф: он женился, но при свете дня запрещал на себя смотреть, сексом занимался в темноте. Она ночью экраном мобильного телефона подсветила -- все же захотелось-то посмотреть, за кем она замужем.
Он от этого проснулся, сказал "ты нарушила зарок" и исчез (типичный нарцисс, кстати, в смысле психопатическая личность, а не цветочек) . Ну, она, чтобы снять заклятье, за тридевять земель поперлась, прямо как в русских сказках про Марью Маревну и Финиста Ясного Сокола. Когда она наконец все квесты решила, они воссоединились, и он взял ее на небо богиней. Что изображен именно этот момент -- свидетельствуют крылья бабочки у Психеи: по идее, пока она богиней не стала, была нормальным человеком, бескрылым).
«Любовники моей жены»
Карл Калер, 1893
Одна американская миллионерша заказала парадный портрет своих котов.
На картине их 42 штуки, и у каждой своя индивидуальность, свой характер.
Название (сардонически-завистливое) картины придумал by the way муж миллионерши.
В 1906 году художник и картина находились в Сан-Франциско во время знаменитого землетрясения. Автор погиб, картина уцелела.
***
Подписывайтесь на мой телеграм-канал про искусство, у меня всегда весело и жизнерадостно.