Ранее антропологи уже доказали, что каннибалы проигрывают в конкурентной борьбе охотникам на крупных животных, не говоря уже о скотоводах и земледельцах
Исследователи из Университета Лестера в Великобритании ответили на вопрос, как долго сможет продержаться человечество, если лишится всех имеющихся сейчас источников пищи и люди окажутся вынуждены поедать друг друга.
Ученые допустили, что в среднем человеческое тело содержит около 125 тысяч килокалорий, то есть его хватает для обеспечения суточной потребности в энергии примерно 50 человек. Это значит, что после того, как мясо себе подобных станет основой рациона людей, каждый день в пищу будет потребляться одна пятидесятая от общей численности населения; на следующий день – еще пятидесятая часть от числа выживших, и так далее.
Несложные математические расчеты показали, что понадобится около трех лет (1149 дней), чтобы численность нашего вида сократилась с нынешних 7,6 миллиарда до одной-единственной особи.
Основные потери придутся на первые 200 дней голода. Менее чем за год численность людей откатится к показателям второй половины XVIII века, пишет Journal of Physics Special Topics.
При этом автор исследования Холли Грэм отмечает, что описанная модель является очень условной и не учитывает поведенческих особенностей людей. Например, если каннибалы организуются в группы и сразу начнут запасать мясо сограждан, то их эпоха может растянуться на десятилетия, а возможно, и на целое столетие. С другой стороны, в процесс могут вмешаться заболевания и паразиты, характерные для каннибальских обществ. Например, численность тех, кто ест себе подобных, может быть быстро прорежена коровьим бешенством и другими похожими заболеваниями.
Обозреватели отмечают, что в последние годы появляется все больше свидетельств того, что древние родственники и предки человека – кроманьонцы и неандертальцы – питались мясом себе подобных. Однако антропологи, похоже, нащупали ответ на вопрос, почему каннибалы практически повсеместно исчезли.
Расчеты показали, что убийство крупных животных, таких как мамонты и быки, в десятки раз эффективнее охоты на представителей своего вида. Правда, такие действия требуют слаженной работы небольшого коллектива, а значит – высокой групповой солидарности. В результате каннибализм в отношении соплеменников оказался вреден для сплоченности, а охота за представителями других групп – неэффективной в плане соотношения затрачиваемых усилий и получаемого результата. Из-за этого племена каннибалов постепенно вытеснились более успешными группами охотников, которые отказались от поедания себе подобных и потому имели больше пищи и быстрее размножались.
Виктория Фоменко для eg.ru