Найти в Дзене
Истории об истории

Подвиг папанинцев — героический дрейф на разрушающейся льдине

Оглавление

К середине 30-х годов прошлого века в ходе исследования побережья Арктики встал вопрос прогнозирования ледовой и метеорологической ситуации в водах Северного Ледовитого океана. Прибрежные материковые метеостанции не могли дать ни точного прогноза погоды, ни, тем более, ледовой обстановки в акватории Северного морского пути.

Проект станции «СП-1»

Назрела необходимость создания в районе Северного полюса стационарной полярной станции, имеющей возможность в течение длительного времени проводить метеорологические и гидрографические наблюдения. В начале 1936 года советским правительством был утвержден план создания станции на Северном полюсе.

Участники экспедиции
Участники экспедиции

Руководителем проекта был назначен полярник О. Ю. Шмидт. В течение года была проведена тщательная подготовка экспедиции. Сшиты теплая одежда, спальные мешки, палатки. Созданы резервные базы для возможной экстренной посадки самолетов. К весне следующего года все было готово. Экспедиция получила название «Северный полюс-1».

Прибытие на Северный полюс

В марте 1937 года на четырех самолетах группа подготовки с оборудованием вылетела на север.

Из-за плохой погоды экспедицию пришлось забрасывать на лед с 21 мая по 5 июня. В этот день все оборудование и ее участники были выгружены на льдину размером 2х2 км.

Папанинцы на льдине
Папанинцы на льдине

В экспедиции участвовали четверо: И. Д. Папанин, уже имевший опыт руководства станциями на Земле Франца-Иосифа и мысе Челюскин, радист Э. Т. Кренкель, считающийся в неофициальной мировой табели о рангах среди радистов «коротковолновиком № 1», метеоролог Е. К. Федоров, гидробиолог и по совместительству врач П. П. Ширшов. С ними была и собака по кличке Веселый.

На льдине разместились палатки для полярников, радиостанции, продовольственный и вещевой склады, мастерская, кухня и столовая. Дрейф проходил со скоростью около 3 км в сутки.

Палаточный лагерь папанинцев
Палаточный лагерь папанинцев

Дрейфующая полярная станция

С первого дня начались плановые гидрографические исследования и метеорологические наблюдения. При промере глубин океана обнаружили слои воды с температурой выше средних местных значений. Значит, теплое атлантическое течение Гольфстрим доходит до полюса, следовательно, — уходит обратно.

Для экспедиции это было не самым лучшим открытием. Льдину стало относить на юг с нарастающей скоростью, а уже к ноябрю скорость дрейфа достигла восьми километров в сутки. Стало понятно, лед движется от Северного полюса в Гренландское море.

Ледовые партсобрания

Любопытны эпизоды, связанные с проведением партийных собраний на СП-1.

Шел 1937 год, в стране кипела борьба с троцкистами. Осудить их были обязаны все партийные ячейки ВКП(б), включая и коммунистов станции СП-1. Радист Кренкель, единственный беспартийный, принимал радиограммы из центра, на основании которых строилась повестка партийного собрания. Поскольку беспартийный не мог присутствовать на собрании, он был вынужден выходить на мороз и там дожидаться окончания мероприятия.

Дрейф на юг

С наступлением полярной ночи скорость дрейфа льдины возросла до 20 км за сутки. При полной темноте, сильном ветре, температуре воздуха минус 47 градусов началось сжатие льда. Полярники спали по очереди, чтобы не быть захваченными врасплох при очередном разломе.

Иногда передвигаться по льдине приходилось на байдарках, настолько широки были трещины. Оборудование и палатки необходимо было рассредоточивать по льдине, чтобы не потерять все разом. При этом исследования и замеры не прекращались.

Метеорологические наблюдения на дрейфующей станции Северный Полюс 1
Метеорологические наблюдения на дрейфующей станции Северный Полюс 1

К началу февраля льдина очень сильно сократилась в размерах. Встал вопрос об эвакуации экспедиции. На спасение папанинцев были отправлены корабли, подводные лодки, и даже дирижабль.

Спасение полярников

Суда, сосредоточенные у кромки льда в Гренландском море, не могли пробиться к полярникам из-за его толщины. На помощь вышли ледоколы «Таймыр», «Мурман» и «Ермак», способные преодолевать тяжелый лед.

12 февраля 1938 года кто-то из членов экспедиции увидел прожектор приближающегося судна. Спустя семь дней полярников подняли на борт «Таймыр» и «Мурман».

Итоги и награды

За 274 дня было преодолено более 2,5 тысячи км. Были проведены глубокие исследования и получены уникальные научные данные о метеорологическом и гидробиологическом состоянии Северного полюса.

Всех участников ледовой эпопеи представили к званию Героев Советского Союза. В Москве и Ленинграде прошли торжественные мероприятия, посвященные подвигу полярных исследователей. В Кремле состоялся прием у Сталина, на котором тот произнес приветственную речь.

Петр Ширшов, Эрнст Кренкель, Евгений Фёдоров, Иван Папанин
Петр Ширшов, Эрнст Кренкель, Евгений Фёдоров, Иван Папанин

На основании данных экспедиции и полученного опыта, в Советском Союзе была принята программа организации дрейфующих станций на Северном полюсе, действующая до 1999 года.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!