Турок били с воодушевлением и азартом. Руками, ногами и невесть откуда взявшимися дрючками. Болгарам не понравилось, как турецкий нападающий обошёлся с их вратарём и они толпой повалили на поле. Досталось и игрокам, и попытавшимся заступиться за них зрителям. Турки были в меньшинстве, их городок находился примерно в километре от футбольного поля, а мобильных телефонов тогда не было.
Конечно, организаторы матча, - советские товарищи, кинулись разнимать дерущихся, голосило что-то болгарское начальство. Особо никого не покалечили, турки отступили в свой лагерь, продолжения международного футбольного турнира в честь 9 мая не состоялось, ну её нахрен, такую дружбу народов.
Однако это был из ряда вон выходящий случай. Вообще-то, соревнования происходили регулярно, но в основном по волейболу и тут уж наши давали всем дрозда - и болгарам, и кубинцам, - в игре, конечно :) турки в волейбол не играли. Кубинцы болели замечательно, приезжали с какими-то тамтамами и лупили в них, и плясали после любого гола, им по тамтаму было, противнику ли забили или своим.
Ещё играли в настольный теннис, тоже чемпионаты устраивали совместно с болгарами, а также шахматные баталии.
А вот лёгкой атлетикой не занимался никто, как и упражнениями на снарядах в спортивном городке.
Года через полтора, когда жена с сыном уехали, я начал бегать по вечерам на стадионе, после нескольких километров переходя к турнику и брусьям, и на собственном опыте убедился, что через некоторое время возникает потребность в этих пробежках, какое-то приятное ощущение во время бега. Знать, недаром писалось, что подобные занятия способствуют выработке в организме эндорфинов, вызывающих лёгкую эйфорию. Ко мне до самого моего отъезда никто так и не присоединился, несмотря на наличие в городке здоровых мужиков самых различных возрастов.
Помните, в первом рассказе я упомянул, как водитель в день моего приезда назвал такого же бегуна "придурком"?
Как знать, может, и обо мне кто-нибудь был такого же мнения? :) Но меня это мало интересовало.
Володя сколотил-таки эстрадный ансамбль. Сам он был клавишником, ударником - болгарин, гитаристы - пара переводчиков и один гражданский специалист. Нашлись и певцы и певицы. Концерты устраивались по всем праздникам, для этой цели использовался здоровенный металлический ангар, клуб в бараке был тесноват, да и жарко в нём. Звуковую аппаратуру собрали сами, уж специалистов-то высочайшего профиля в разнообразнейших областях у нас хватало.
В том же ангаре крутили кино несколько раз в неделю, фильмы регулярно привозили из столицы. Были свои художники с поэтами.
У каждого домика стояла самодельная телевизионная антенна повышенной чувствительности на водопроводной трубе метров 8 высотой. Антенна крепилась проволочными растяжками и могла вращаться по горизонту на 360 градусов. Зимой кроме местного канала ничего не ловилось, а вот летом можно было поймать Египет, Ливан, реже Израиль, неплохо шла Италия и пару раз я ловил на короткое время СССР, раз, помнится Рязань, а другой вроде Саратов. Чудеса прохождения электромагнитных волн в атмосфере. Был у меня и транзисторный приёмник, но злобные антисоветские "голоса" он ловил гораздо увереннее, чем голос Родины.
Были у нас и субботники по приведению территории в порядок, и партсобрания и политзанятия с изучением наследия классиков марксизма-ленинизма, и новой перестроечной галиматьи. Но занятия эти были без фанатизма и чем далее от 85-го года, тем всё реже и как-то вяло, всё это стало доставать.
А так жизнь была довольно однообразной, пока в марте 1986 не произошла первая бомбёжка и ракетный удар по приказу "актёришки с ржавыми мозгами". До Тобрука в марте не добрались. Как известно, все западные специалисты покинули тогда Джамахирию, но мы с болгарами остались, конечно. Я писал уже, что с одной стороны Шарика был нефтеперегонный завод, а с другой практически вплотную примыкала ракетно-техническая позиция, где хранились и снаряжались корабельные, а может, и не только, ракеты и начинка к ним.
Когда на собрании личного состава начальство довело до нас обстановку, были высказаны предложения с помощью болгарской техники отрыть убежища, хоть щели какие-то, дело нескольких часов, ведь ровная пустыня кругом и картонно-пробковые домики на ней, а у нас же жёны и дети, на всякий случай.
В ответ было предложено не паниковать и сохранять выдержку вкупе со спокойствием. Бараны ведь тоже не особенно беспокоятся перед забоем, - вертелось в голове.
Вообще-то я не был удивлён, помня как в Йемене чуть раньше из главного офиса пришло предложение нашим морякам из военного порта строем и с белыми флагами промаршировать к месту жительства через весь город, где шли уличные бои с применением танков.
Но в Ливии Родина протянула руку помощи. Перед волной апрельских бомбёжек в Тобрук зашли ракетный крейсер "Грозный" и большой противолодочный корабль "Славный". ПВОшники говорили потом, что якобы группа авиации шла к нашему городу, но развернулась. Два таких корабля весомо добавили в зенитной обороне района, впрочем, отчего менялись намерения противника и были ли они - сейчас уже не узнать.
P.S. Кстати, когда готовил один из предыдущих текстов, заглянул в историю ракетного крейсера "Грозный", а у них свой сайт есть, оказывается. И там вижу фото одного из офицеров корабля, посетивших наш Шарик тревожной весной 86-го. По имени и фамилии нашёл его страничку в Одноклассниках, напомнил тот момент и сообщил ему, что у меня есть пара снимков, где и он присутствует.
Сейчас он живёт в другом государстве, но живо откликнулся на предложение выслать ему по интернету те снимки, напоминающие о молодых годах. Я эти фото отсканировал и выслал.
Кто молодец? Я молодец, по-моему :)
На снимке - ракетный крейсер "Грозный" в Средиземном море 1985-6 годы. Как раз то время...
P.P.S. Предыдущие рассказы о жизни наших военных в Ливии :
Что ждало в Ливии наших военных специалистов
Как в стране сухого закона решить проблему с алкоголем. Ну, и женщины, конечно:)
Как в Ливии приходилось крыши ремонтировать и мебель для себя делать
Автор снимка: Service Depicted: Other Service - ID:DN-SN-86-00746, Общественное достояние