Извечный вопрос – как верующим вести себя с неверующими, с язычниками. Спорный вопрос, часто вызывающий разногласия. Давайте попробуем с ним разобраться. И пусть поможет нам в этом Само Слово Божье.
И начнем мы с того времени, когда Бог вывел Израиль из Египта, или язычества и сделал его своим народом. И вспомнил следующее Его повеление: «Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов [богов] их сожгите огнем» (Втор.7:1-5)
Как должен был вести себя народ Божий с язычниками?
- Предать их заклятию. Заклятое, значит, принадлежащее Богу, и для нас это запрет, мы не можем этим пользоваться. Значит, мы должны быть отделены от язычников, о чем говорит и святость. Но как отделены? Следующие пункты об этом и говорят.
- Не вступать с ними в союз. Что такое союз? Какое-то соглашение, договоренность о чем-то совместном, общее дело. Господь говорит, что никаких общих дел и соглашений у нас с язычниками быть не должно.
Как пример этого - вспомним Иосафата, царя Иудейского, который пришел к Ахаву царю Израильскому «И говорил Ахав, царь Израильский, Иосафату, царю Иудейскому: пойдешь ли со мною в Рамоф Галаадский? Тот сказал ему: как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну!» (2Пар.18:3) И как на это отреагировал Господь? «И выступил навстречу ему Ииуй, сын Анании, прозорливец, и сказал царю Иосафату: следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня.» (2Пар.19:2)
- Не вступать с ними в родство. (Сразу успокойтесь те, кто пришел к Богу, уже будучи в браке с неверующим.) Здесь речь идет о том, когда ты уже вступил в завет с Богом. Вот после этого вступать в брак с язычником будет грехом.
Почему нельзя вступать с язычниками в союзы и в родство? Да потому что, как об этом и предупредил Бог, они отвратят вас от Него, и вы будете служить другим богам. Классический пример этого – величайший, мудрый Соломон, так возвеличенный Богом. Но даже его, кого никто не мог сломать, смогли запросто это сделать его языческие жены. Не думайте, что вы сильнее.
Потому с этим надо было бороться. Вспомним, как после Вавилонского пленения при восстановлении Иерусалима боролись с этим Езда и Неемия.. «По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев, потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою.» (Ездр.9:1,2) «В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих. И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих» (Неем.9:1,2)
Вообще, смотрите: вступить в союз – это объединиться внешне, если можно так сказать, на материальном уровне. А вот вступить в родство – это уже глубже, в душу, в кровь. Нельзя впускать язычество в свой дом, своё сердце и свою душу, поскольку язычество – это не безбожие, это всегда – другой бог. Вот почему это страшно.
- Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов [богов] их сожгите огнем. А это о чем? Дополнительно прочитаем: «Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас» (Втор.6:14) «Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего; и не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое.» (Втор.7:25,26)
Это значит, не последуйте интересам язычников, не делайте их кумиров своими кумирами, не перенимайте их нравы, обычаи, привычки, устои, думаю, вы понимаете, о чем я говорю. Не заносите это к себе в дом, к себе в душу. А если что-то есть – уничтожьте. Сожгите, разрушьте, выбросите. Не живите так, как они живут. Вы можете жить среди них и их обычаев, но жить по-своему, по своим обычаям, тем, которым Господь нам заповедовал. И это возможно. Все послания Апостолов об этом и говорят.
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.» (2Кор.6:14-18)
Следующий момент. Всех язычников мы можем подразделить как бы на две категории:
- Враги Бога, а значит, и Божьего народа.
«Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя» (Втор.23:3-4)
« Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки.» Втор.23:6
- Те, кто относятся к верующим благосклонно.
«Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне.» (Втор.23:7)
В качестве примера - какие отношения могут быть с теми и другими, рассмотрим примеры строительства храма Иерусалима в разное время.
Царь Соломон - обратился к языческому Тирскому царю, чтобы тот помог ему в строительстве: «итак прикажи нарубить для меня кедров с Ливана; и вот, рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне.» (3Цар.5:6) И кроме этого: «И послал царь Соломон и взял из Тира Хирама, сына одной вдовы, из колена Неффалимова. Отец его, Тирянин, был медник; он владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Соломону и производил у него всякие работы» (3Цар.7:13,14) Этот Хирам, сын язычника и житель языческой страны сделал в будущем храме Бога практически всю искусную работу. Почему Соломон мог принять помощь от язычника, тем более в строительстве храма? Да потому что тот искренне, от всего сердца хотел оказать эту помощь для их Господа. «Когда услышал Хирам слова Соломона, очень обрадовался и сказал: благословен ныне Господь, Который дал Давиду сына мудрого для управления этим многочисленным народом!» (3Цар.5:7)
И восстановление храма после Вавилонского пленения: «И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу Израилеву; и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда. И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений Израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь Персидский.» (Ездр.4:1-3)
Почему? Почему Зоровавель и Иисус категорически отказывают им в этом, тем более мы читаем дальше, что в ответ эти люди всячески стали препятствовать строительству храма? Правильно, да потому что они были враги Иуды и Вениамина, об этом прямо сказано в 1 стихе. Никаких общих дел с врагами не может и не должно быть. Даже если у вас после этого начнутся неприятности.
Теперь подведем итог. Никаких общих дел, союзов и тем более родства, и физического, и духовного с язычниками допускать не нужно. «Будьте святы». Но и воевать с ними, проклинать их, не разговаривать с ними, конечно, тоже не надо, даже если они враги.
«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.» (Рим.12:17-21)
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44)
Если вам интересна эта статья, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал и смотрите еще больше информации на http://istinariadom.ru/