Детство. Ранние годы.
Марк Порций Катон Утический, правнук Марка Порция Катона Цензора, знаменитого своими склонностями разрушать Карфаген, умудрился оставаться образцом чисто римской гражданской нравственности в весьма для этого неудобную эпоху заката Республики. Катон родился в 95 году до рождества Христова и очень рано осиротел.
Его взял на воспитание приходившийся Катону дядей народный трибун Марк Ливий Друз, высокие нравственные качества которого чрезвычайно высоко оценивались античными авторами (точнее, большей их частью. Например, Сенека отзывается о Друзе как о человеке наглом и самоуверенном). Марк Ливий проводил реформаторскую политику, проводя, например, довольно обычные в качестве меры приобретения популярности хлебные законы (leges frumentariae), обеспечивавшие зерном городскую бедноту, однако крупнейшими его проектами были несколько сходная с гракховской аграрная реформа (также затрагивавшая Кампанию, любимую аграрную мозоль сената) и предоставление италикам гражданских прав. Это вызвало недовольство Друзом, и в 91 году он был убит.
После его смерти началась Союзническая война. Плутарх - единственный источник, повествующий о детстве Катона Младшего - говорит, что учился он медленно и вяло, хотя усвоенное запоминал крепко, мешала ему и недоверчивость к словам учителя. Как и Кассий, Катон был республиканцем с детства. Плутарх рассказывает, как четырнадцатилетний Катон, видя ведомых на казнь благородных римлян, ставших жертвами проскрипций, спросил учителя Сарпедона, почему диктатора еще не убили. Услышав, что Суллу боятся больше, чем ненавидят, Марк попросил меч, чтобы спасти свою страну от рабства.
Возмужав, Катон начал изучать политику и философию стоиков, проживая очень скромно, потребляя, пусть и в приличных количествах, только наиболее дешевое вино, питаясь только по необходимости и стойко перенося холод и дождь, довольствуясь малым количеством одежды, несмотря на полученное им богатое наследство. Катон долгое время жил частным лицом, но когда он все же появлялся на Форуме, его риторика восхищала римлян. Где-то к 75 году Катон просватал Эмилию Лепиду, но помолвленный с ней ранее Квинт Цецилий Метелл Пий Сципион Назика, раздумал расторгать помолвку и взял ее в жены. Оскорбленный Катон выбранил Сципиона в стихах, подобных стихам греческого сатирика Архилоха. Назика в долгу не остался и написал целую книгу, наполненную бранью в адрес Марка Порция. Это положило начало долгой вражде.
По иронии судьбы, именно военная бездарность Назики обречет Катона. Примерно в 73 году он женился на некой Атилии, с которой прижил сына Марка Порция Катона, который при Филиппах после поражения республиканцев отказался сдаться и, бросившись на триумвиров без брони и шлема, нашел свою смерть в бою, и дочь Порцию Катону, ставшую позже женой Марка Юния Брута. Брак продержался десять лет, после чего Катон развелся из-за непристойного поведения жены. В 72 году он пошел добровольцем к Луцию Геллию Публиколе и участвовал в подавлении мятежа Спартака, отметившись при этом отвагой, дисциплиной и нежеланием принимать незаслуженные, по его мнению, награды. Уже видно, каков был этот человек: истинный квирит самых строгих нравственных принципов.
Карьера командующего
В 67 году двадцативосьмилетний Катон стал военным трибуном и получил легион в Македонии. Будучи строг по отношению к легионерам, строг он был и к себе, разделяя со своими солдатами работу, пищу и условия проживания. Легионеры любили его. Во время его службы в Македонии во Фракии умер горячо им любимый сводный брат Квинт Сервилий Цепион, дядя Брута. Катон, не жалея средств, организовал пышные церемонии. Когда полномочия Марка закончились, он совершил частное путешествие по восточным провинциям, держась своей обычной скромности настолько успешно, что иной раз городские власти отказывали ему в ночлеге, не веря, что он правнук Цензора. Во время этой поездки его радушно встретил с большим почетом Гней Помпей Великий, впечатленный репутацией нравственности Катона.
Вернувшись в 65 году в Рим, Катон стал квестором. Подойдя к этому со своим обычным усердием, Марк неустанно и беспощадно преследовал как казнокрадов, так и наушников Суллы, не страшась ни их связей с Помпеем, ни их влияния в консервативной фракции Сената, с которой Катон связал свою жизнь. В памятном для республики 63 году Марк Порций, будучи избран народным трибуном, помогал Цицерону уничтожить заговор Луция Сергия Катилины, пламенно агитируя сенат казнить пойманных конспираторов без суда (Цицерон, сделавший это, не нарушал законов: он имел предоставленные senatus consultum ultimum чрезвычайные полномочия и обладал наивысшей властью. Технически он мог даже не спрашивать мнения Сената).
Вторая свадьба. Оппозиция триумвирам.
Разведясь, Катон женился второй раз на Марции, с которой прижил двух детей. Примерно в 59 году Порция Катона стала женой неудачливого консервативного коллеги Цезаря по консулату Марка Кальпурния Бибула, а тремя годами позже жена Катона Марция, разведясь с Марком, вышла за его друга военачальника и оратора Квинта Гортензия Гортала, позже воссоединившись с Катоном после смерти Гортала.
В то же время Катон стал одним из глав оппозиции триумвирам, не позволив в 61 году Помпею получить одновременно второй консульский срок и триумф, поставил, говоря безостановочно до захода солнца, перед таким же выбором Цезаря и позже саботировал обсуждения некоторых вопросов в сенате. Когда Цезарь попробовал арестовать Катона, сенаторы молча последовали за ним. Согласно Диону Кассию, некто Марк Петроний сказал тогда Цезарю: "Я охотнее буду с Катоном в тюрьме, чем с тобой в сенате". Пытался, хоть и безуспешно, помешать игре Цезаря с империем, который даровал ему потенциально безграничный иммунитет от преследования по закону, которым Цезарю грозил Катон. В шестидесятом году же Катон выступил и против третьего триумвира, Марка Лициния Красса, разрушив его планы по поддержке публиканов в Азии.
Опасность Катона для Клодия и триумвирата привела в 58 году к его отправке на Кипр с миссией по изгнанию оттуда брата фараона Птолемея. Хотя Катон достиг больших успехов и собрал семь тысяч талантов серебра (полученное им наследство насчитывало 120 талантов, и ни асса из кипрских денег не взял Катон!), получив за это многочисленные привилегии, от которых отказался как от незаслуженных, его удаление и изгнание Цицерона позволили триумвирату рассеять сенатскую оппозицию. Вернувшись, Катон вновь собрал вокруг себя консерваторов и безуспешно противился попыткам Красса и Помпея избраться консулами, а их людям - преторами. Только большими подарками люди были убеждены не голосовать за человека такой безупречной репутации (причем понадобилось два голосования, потому что в первый раз даже подкупленные избиратели голосовали за Катона).
В том же 55 году Катон был единственным, кто сопротивлялся инициативе народного трибуна Требония передать Помпею и Крассу провинции на пять лет с расширенными правами, не прекращая говорить даже когда ликтор силой стащил его с ростральной трибуны и потащил в тюрьму. Люди вновь двинулись за Марком, и его вновь пришлось отпустить. В том году он был избран претором и расследовал взятки и вымогательства должностных лиц, не давая спуску никому.
Убийство Клодия. Период помпеянства. Последние годы
В 52 году был убит Публий Клодий Пульхр. Катон перешел к открытой поддержке Помпея, утверждая, по Плутарху, что "виновник этих бед должен сам положить им конец". Он пытался стать консулом 51 года, но не преуспел.
После начала гражданской войны Катон примкнул к помпеянцам, бежав из Рима и надев траур по отечеству. До Фарсальского сражения дрался очень неохотно и даже сдал без боя Сицилию, не питая надежд насчет победы Помпея. После поражения при Фарсале Катон направился в Киренаику, встретив по пути сына Помпея Секста и узнав о гибели лидера сенатского лагеря. Катон был направлен со своим старым врагом Квинтом Цецилием Метеллом Сципионом Назикой (который был послан, поскольку бытовало верование, что в Африке Сципионы будут всегда побеждать) в Африку. Быстро выяснилось, что Сципион откровенно бездарен как полководец, и войска стали просить Катона принять над ними командование, однако он отказывался, поскольку был всего лишь претором, а Сципион достигал звания консула.Битва п
Сципион, ставший пешкой нумидийского царя Юбы, желал разрушить в угоду ему Утику, но Катон отстоял город и принял командование его обороной. Когда восьмого апреля 46 года в Утику пришли вести о том, что помпеянцы разбиты при Тапсе, Катон сделал все, чтобы подавить панику. Поняв, что сопротивление неугодно крупным землевладельцам и бесплодно, он разрешил всем желающим покинуть город, сам же остался в нем. 11 апреля он произнес за обедом речь, из которой собравшиеся решили, что он желает покончить с собой. Обойдя городские караулы, Марк прилег почитать диалог Платона, но заметил, что из его комнаты убрали меч. Вытребовав его назад, он преспокойно продолжил читать Платона, после чего заснул. В полночь он дважды посылал своих людей проверить, все ли покинули город. Рано утром 12 апреля Марк Порций Катон, взяв меч, захотел убить себя им, но не смог по слабости раненой руки. В агонии упал он и опрокинул стол с абаком. Произведенный шум привлек рабов и домашних. Когда же врач постарался вложить на место выпавшие внутренности, которые, по счастью, не были пронзены мечом, и зашить рану, очнувшийся Катон вырвал свои кишки и разодрал рану, после чего испустил дух.
Наследие
Катон был трудолюбив, сведущ в финансовых делах, имел строгие моральные представления ранней Республики. И враждебный Катону политически Гай Саллюстий Крисп, и Цицерон, и сам Цезарь очень уважительно отзывались о нем, его честность была общепризнанной. Само самоубийство Катона происходит из нежелания видеть окончательную гибель республики и признавать за Цезарем право помиловать его. Как это бывает с добродетельными людьми, большая часть недостатков Катона проистекала не из пороков, но из чрезмерных добродетелей. Так, Цицерон в "Письмах к Аттику" отмечал: "Ведь я люблю нашего Катона не меньше, чем ты, а между тем он, с наилучшими намерениями и со своей высокой добросовестностью, иногда наносит государству вред. Он высказывается так, словно находится в "государстве" Платона, а не среди потомков Ромула.