Найти тему

Петр Ильич Чайковский: 148 лет. Великий композитор и его история.

«...Мало обладать талантом, т. е. слепой, неразъясненной силой инстинкта, нужно уметь надлежащим образом направить свой талант. Поэтому я склонен думать, что, в конце концов, талантливый, но глупый человек далеко уйти не может».
Чайковский П.И.

148 лет назад родился знаменитый на весь мир композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик, всесторонне развитый человек, оставивший невероятное наследие в музыке - Петр Ильич Чайковский. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека, создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений.

Петр родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск, расположенном на территории современной Удмуртии. Его отец - инженер Илья Петрович Чайковский. Матерью будущего знаменитого композитора стала Александра Андреевна Ассиер, прошедшая обучение в Училище женских сирот незадолго до смерти отца. Александра Андреевна была обучена литературе, географии, арифметике, риторике и иностранным языкам. Вообще в доме Чайковского часто звучала музыка - его родители увлекались игрой на фортепиано, органе. Да и сам Петр Ильич уже в возрасте пяти лет умел играть на фортепиано, а еще через три года превосходно играл по нотам. С детства молодому дарованию прививалась культура и умение впитывать знания - его младшие годы проходили в большом доме с прислугой, под гарнизоном из ста казаков. В этот дом нередко заглядывали дворяне, молодежь из столицы, английские инженеры и другие достопочтенные личности - Петр Ильич интересовался их манерами, их поведением и их пристрастиями. Но больше всего его интересовала музыка... Музыка всегда была желанным гостем в родительском доме Петра Ильича. В доме Чайковских даже стоял оркестрион (механический орган) и рояль - юный музыкант брал уроки игры на этих инструментах у крепостной Марьи Пальчиковой, которая недурно владела музыкальной грамотой. Стоит отметить, что еще одним увлечением юного Чайковского была поэзия. Но в поместье Петр пробыл лишь до 9 лет - в 1849 году его многочисленная семья переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург. Там старших сыновей определили в пансион Шмеллинга.

В Санкт-Петербурге Петр Ильич продолжал обучаться музыке, а также ближе познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. Однако, родители не считали музыку серьезной профессией - они мечтали, чтобы он стал юристом, поэтому Чайковскому пришлось получить юридическое образование. Молодой Петр Ильич поступил в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. Там он занимался, чаще всего, ведением различных дел крестьян. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки. Музыка не отпускала композитора...

В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости» .

Она была создана к русскоязычному переводу оды Фридриха Шиллера с тем же названием. На музыкантов Санкт-Петербурга кантата произвела плохое впечатление. Особенно резко выразился критик Цезарь Кюи, заявив, что как композитор Чайковский крайне слаб, а также обвинив его в консерватизме. И это при том, что для Петра Ильича музыка была свободой, а его кумирами были Бородин, Мусоргский, Балакирев – композиторы, не признававшие авторитетов и правил.

В 1866 году композитор переехал в Москву по приглашению брата своего наставника. Николай Рубинштейн предложил ему работу профессора в Московской консерватории.

В 1868 году молодой, но уже уверенный в себе композитор впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

-2

1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. К этому же периоду относится написанная по заказу организационного комитета Политехнической выставки кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского; она была впервые исполнена 31 мая1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом (дирижёр К. Ю. Давыдов, солист А. М. Додонов).

В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Брату он писал, что одной из целей женитьбы является избавление об обвинений в гомосексуальности: «я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким». Однако, гомосексуальность композитора стала причиной того, что брак через несколько недель распался, по мнению ряда искусствоведов этот факт биографии имел отражение в его творчестве. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.

-3

«Я являюсь таким, каким меня создал Бог и каким сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую».

В 1878 году Петр Ильич, уставший разрываться между преподаванием и собственным творчеством, оставил свою должность. Его место занял Сергей Танеев, ставший самым любимым учеником Чайковского. Сводить концы с концами Чайковскому помогала богатая покровительница Надежда фон Мекк. Будучи обеспеченной вдовой, она боготворила композитора и ежегодно предоставляла ему субсидии в размере 6000 рублей.

В 1880-1890-ые годы Петр Чайковский еще чаще, чем ранее, ездил за границу, причем в подавляющем большинстве случаев – в рамках концертных поездок.
Во время таких поездок музыкант познакомился и подружился со многими музыкантами из Западной Европы: Густавом Малером, Артуром Никишем, Эдвардом Григом, Антонином Дворжаком и другими. Сам композитор во время концертов выступал как дирижер. В начале 1890-ых годов Чайковскому даже удалось побывать в США. Там его ждал ошеломляющий успех во время концерта, где Петр Ильич дирижировал свои же произведения. Написанные в пору творческой зрелости, они уже ни у кого не вызывали сомнений в таланте композитора.

В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей.

Последние годы перед своей кончиной Чайковский провел в окрестностях городка Клин под Москвой. Там же он договорился об открытии школы, недовольный качеством жизни местных крестьян, и жертвовал деньги на ее содержание. В 1885 году он помогал клиновцам бороться с пожаром, из-за которого в городе сгорело несколько десятков домов.

Про страшные пожары лета 1885 года Чехов писал в одном из писем: "Обливаемся потом. В воздухе стоял дым от пожара в Клину; теперь дымно от горящего где-то торфа". Чайковский, поселившийся к тому времени как раз в Клину, был очевидцем пожара, уничтожившего 24 июня полторы сотни домов и торговые ряды. Ротозеев и зевак в таких историях, как правило, хватает, - однако не таков был знаменитый композитор: сохранились свидетельства, что он не просто наблюдал, а помогал жителям в тушении пожара!

В этот период своей жизни композитор написал балет «Щелкунчик», оперу «Пиковая дама», увертюру «Гамлет», оперу «Иоланта», Пятую симфонию. Весной 1891 года Чайковского пригласили на открытие знаменитого концертного зала в Нью-Йорке — Карнеги-холл. Петр Ильич сам дирижировал несколько дней симфоническим оркестром, исполнявшим его произведения. Такой же успех его ждал в Балтиморе и Филадельфии. Композитор был польщен таким признанием его таланта, но неистово тосковал по Родине.

Тогда же было подтверждено международное признание таланта Петра Ильича: в 1892 году его избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году – почетным доктором университета в Кембридже.

Чайковский скончался 6 ноября 1893 года от холеры. Хотя вокруг скоропостижной смерти Чайковского всегда ходили слухи. Говорили, что композитор умер не от холеры, как писалось, а от отравления мышьяком, симптомы которого схожи с холерными. Позже выяснилось, что легенды о самоубийстве базировались лишь на досужих домыслах, и не имели ничего общего с фактами. Его отпевали в Казанском соборе, а похоронили в Некрополе мастеров искусств.

В библиотеке композитора, согласно посмертной описи имущества, составленной клинским судебным приставом, значилось 1239 книг и нотных изданий. Среди книг - и Библия на французском, изданная в 1736 году, и труд Д. Лаббока "Муравьи, пчелы, осы. Наблюдения над нравами общежительных перепончатокрылых", и "Звездный атлас для небесных наблюдений", и популярный справочник о разновидностях грибов.

На итальянском томе сочинений Еврипида рукой Чайковского написано: "Украдена из библиотеки Палаццо Дожей в Венеции 3-го декабря 1877 года Петром Ч., надворным советником и профессором консерватории".

Антон Павлович посвятил Петру Ильичу свой сборник рассказов "Хмурые люди". Осенью 1889 года, после дружеского визита композитора, Чехов написал Суворину: "Вчера был у меня П. Чайковский, что мне очень польстило: во-первых, большой человек, во-вторых, я ужасно люблю его музыку, особенно "Онегина". Хотим писать либретто".

Чайковский, кстати, курил и забыл у Чехова свой портсигар. Антон Павлович портсигар честно вернул. Однако предполагавшаяся работа над новой оперой не случилась. Драматург вскоре уехал на Сахалин, а композитор четыре года спустя внезапно скончался.

«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве»