Найти тему
Шакко: об искусстве

Общая женщина Пикассо и Гумилева

В хорошем смысле, конечно...

Помните, у Гумилева?

В полутёмном строгом зале
Пели скрипки, вы плясали.
Группы бабочек и лилий
На шелку зеленоватом,
Как живые, говорили
С электрическим закатом,
И ложилась тень акаций
На полотна декораций...

by Utagawa Yoshiiku, 1901
by Utagawa Yoshiiku, 1901

***

Оказывается, это все про вполне реального человека.

Сада Якко (川上貞奴 Каваками Садаякко, 1872—1946) — драматическая актриса.
С труппой мужа, известного актёра Отодзиро Каваками, гастролировала в европейских странах (в том числе и в России) и в США.
Гумилёв мог видеть выступления актрисы в 1906—1907 гг.

-3

Театральный справочник тех лет пишет о ней: "Когда Сада Якко появилась в 1900 году в Париже, то это было изумительным откровением для большинстав парижан. Откровение было тем приятнее, что искусство Сада Якко представляло великолепный контраст с безобразными глупыми зрелищами всемирной выставки. Её крохотный барак давал приятное отдохновение от выставочной сутолоки. Японская актриска превозносилась до небес, для неё переводили «Даму с камелиями», её сравнивали с Дузе, и счастливая и обогащённая, она вернулась на свой цветущий архипелаг. Теперь она стремится как можно более приблизить японский театр к европейскому. Её муж Каваками усердно помогает ей в этом. Он также подвизался, вместе с женою, на сценах Европы и Америки, и именно содействие королевы Виктории помогло Сада Якко выступить на японских подмостках, победив упорные вековые предрассудки".

Плакат Альфредо Миллера, 1899-1900
Плакат Альфредо Миллера, 1899-1900

Биография Сада Якко известна в подробностях. Она родилась в Токио. Была 12-м ребёнком в семье менялы и торговца. Когда семья разорилась, ей было 4 года. Девочку удочерила владелица дома гейш Хамата-я. Там она получила профессиональное имя Садаякко (яп. 貞奴). Владелица окия послала её обучаться грамоте, что по тем временам было большой редкостью, помимо этого она тайно посещала уроки дзюдо, верховой езды и игры в бильярд.

Руперт Банни. Госпожа Садаякко в образе Кесы. Ок. 1907
Руперт Банни. Госпожа Садаякко в образе Кесы. Ок. 1907

В 1886 году её мидзуагэ (вступление в большой мир, первый бенефис гейши; по сплетням -- и не только) оплатил тогдашний премьер-министр Ито Хиробуми; позже он заботился о продолжении её обучения; спустя два с небольшим года он перестал быть её меценатом, хотя остался ей другом и советником.

Она начала заниматься игрой на сцене под псевдонимом Садаякко, хотя в то время роли в театре Кабуки исполняли исключительно мужчины, женщинам же на одной с ними сцене находиться было запрещено.

 Эмиль Орлик, 1901
Эмиль Орлик, 1901

Со странствующей труппой Садаякко выступала во многих городах запада Японии, в 1893 году сочеталась браком с актёром Каваками Отодзиро, с которым её познакомил Хиробуми. В 1899 году их труппа стала первым японским театральным коллективом, выехавшим за пределы страны.

На рисунке Рамона Касаса, в европейском костюме
На рисунке Рамона Касаса, в европейском костюме

Актёры посетили Сан-Франциско, затем Чикаго и Нью-Йорк, в 1900 году выступали в Париже на Всемирной выставке, в 1901 году — в Берлине, впоследствии в других европейских городах.

Гастроли активно освещались в тогдашней прессе и благодаря экзотическим японским танцам, исполняемым Садаякко, она вскоре обрела беспрецедентную популярность, несмотря на то, что в начале турне, в США, труппа несколько раз оказывалась без средств к существованию и голодала.

 В роли Офелии (1903)
В роли Офелии (1903)

После завершения гастролей Садаякко некоторое время училась в Париже, а затем вместе с мужем и при финансовой поддержке нескольких японских предпринимателей открыла в 1908 году первую в Японии школу актёрского мастерства для женщин. Финансирование ей предоставили пять местных бизнесменов. После того, как муж умер, в 1912 году Садаякко стала возлюбленной одного из этих предпринимателей - это был «волшебник фондового рынка» Фукудзава Момосукэ. С 1920 года жила с ним в одном особняке в Нагое, хотя тот был женат (нормально для Японии).

 Le Shogun (scéne de la folie) (c. 1901) by Rupert Bunny
Le Shogun (scéne de la folie) (c. 1901) by Rupert Bunny

Она продолжая играть на сцене и танцевать; дом, в котором они жили, был превращён ею в музей. В сентябре 1917 года решила завершить карьеру на сцене, приняла участие в основании текстильной фирмы «Каваками», четыре года держала актерскую школу для детей. В 1933 году Садаякко и ее покровитель решили, что он стал слишком стар и болен для любви, и он вернулся к себе домой в Сибую. Садаякко продала особняк в Нагое и на свои средства возвела синтоистское святилище Тэйсёдзи, а рядом с ним — себе виллу Бансёэн.

-10

После капитуляции Японии у Садаякко обнаружили рак в печени, который распространился на язык. Удочерённая внучка Момосукэ по имени Томидзи заботилась о Садаякко до самой смерти, увлажняя её губы мокрыми комочками ваты (рак языка сделал невозможным еду и питьё). Умерла от рака поджелудочной железы в 1946 год в возрасте 75 лет.

***

Судя по рисункам, то, как она размахивала волосами, производило потрясающее впечатление на европейцев.

Kawakami et Sada-Yacco au Théatre de la Loie Fuller, 1900 by Charles Lucien Léandre
Kawakami et Sada-Yacco au Théatre de la Loie Fuller, 1900 by Charles Lucien Léandre

А вот как рисовал ее Пикассо, 1900 год

-12

***
Подписывайтесь на мой телеграм-канал про искусство, у меня всегда весело и жизнерадостно.