Нисколько не умаляя вклад отечественных изобретателей в развитие такого интересного направления техники как снегоходы и отдавая должное гению Николая Коробанова и Сергея Неждановского, строивших свои «моторные сани» еще в дореволюционной России начала ХХ-говека, можно с полной уверенностью утверждать, что большинство людей, в том числесчитающих себя знатоками истории техники, на вопрос «А кто изобрел снегоход?», уверенно ответят: «Бомбардье». А самые эрудированные вспомнят и его имя – Жозеф-Арман. Действительно, без взрывной энергии и неистощимой фантазии этого канадского инженера, изобретателя и талантливого менеджера французского происхождения, вряд ли сегодня снегоходы достигли бы такой степени совершенства.
Идея создания снегохода овладела Жозефом-Арманом с юношеских лет, и он очень старался построить машину, которой сугробы и заносы нипочём. В силу своих скромных возможностей он решал технические проблемы, пытаясь устранить извечное противоречие между массой и прочностью. В первую пару десятилетий ХХ века задача казалась нерешаемой. Технологии материалов ещё не достигли того уровня, чтобы можно было широко использовать пластик, а стальные и даже дюралевые элементы конструкции увеличивали удельное давление, и снегоход проваливался.Зима в канадской провинции способствовала тому, что он потом еще длительное время пытался сконструировать более-менее приемлемую конструкцию, которая сочетала бы в себе скорость, легкость и обеспечивала высокую проходимость.
Только к 1937 году Бомбардье смог представить первый сколь бы то ни было работоспособный образец В-7, максимально снизив вес, оптимизировав компоновку и увеличив насколько можно площадь полозьев.Для того, чтобы создать это чудо техники, потребовалось более десяти лет упорного труда. Поговаривают, что работы подхлестнула трагедия — двухлетний сын изобретателя погиб из-за того, что его банально не успели вовремя доставить в больницу — не позволили глубокие непроходимые сугробы.
Упорство изобретателя было вознаграждено.Система была запатентована. Несмотря на спорный, даже по тем меркам, дизайн, желающие купить право на производство подобных машин нашлись, но Жозеф-Арман решил развивать перспективное направлением самостоятельно. В 1942 году он основал компанию L’Auto-NeigeBombardierLimitée, и продукция сразу стала пользоваться спросом, в том числе и у армии, полученные от выпуска акций средства стали основой бурного послевоенного расцвета компании. В Европе готовилось открытие второго фронта, и никто не знал, насколько затянется война.Снегоходы Бомбардье пригодились и на фронте.
К началу 50-х годов канадская провинция уже не так страдала от непроходимых сугробов — канадская экономика развивалась, а с ней вместе росли и возможности государственных служб, ставших больше внимания уделять расчистке путей сообщения. Там, где раньше можно было проехать только на лыжах или снегоходе, теперь проходил обычный легковой автомобиль. Уровень продаж упал почти на 50%. Но Жозеф не стал унывать, занявшись легкими снегоходами для активного отдыха, заслужив звание великого маркетолога, всегда стремившегося к развитию возглавляемого им предприятия.Накопленный опыт конструирования лёгких прочных транспортных средств нашёл другое применение, а финансовые возможности позволяли инвестировать средства в новые проекты. Ассортимент расширялся за счёт производства колёсно-гусеничных вездеходов, моторных лодок и прочего оборудования, востребованного туристами, промысловиками и путешественниками. К тому же спрос на снегоходы хоть и снизился, но всё равно был, и немалый.
В 1959 году Жозеф-Арман пригласил своих друзей покататься на первом экземпляре принципиально нового снегохода. Он имел две лыжи без подвесок, мотор в передней части и плоское двухместное сиденье, расположенное над гусеницей. Управление – рулем мотоциклетного типа, над мотором – металлический капот. Первые машины, названные Ski-Doo, были предельно просты, на них не было даже световых приборов и ветрового щитка. Друзьям Бомбардье этот снегоход так понравился, что они, как утверждают в прессе, катались на нем три дня почти без перерывов. Так родилась Легенда, от которой ведет свою родословную герой нашего проекта BRPSki-DooElite–«VIP-прилёт», дебют которого состоялся в 2004 году.
Брэнд BRP основывается на сочетании тонкого управления богатым наследием духа первенства и новаторства и взгляда на основную задачу BRP – дать покупателям по всему миру продукцию самого исключительного исполнения, продукцию, отвечающую всем ожиданиям, пробуждающую страсть и восторг покупателя.
Детище специального отделения фирмы Ski-Doo – BombardierAdvancedConceptsandEngineeringteam – по многим конструктивным решениям больше напоминает автомобиль, нежели мотоцикл – прообраз обычного снегохода. В частности, водитель и пассажир размещены не друг за другом, а в ряд, на двух отдельных сиденьях с полноценными спинками. Мотор "Элита" находится не спереди, а сзади, сразу за сиденьями, под большим пластиковым кожухом. В распоряжении водителя не мотоциклетная перекладина руля, а футуристичный штурвал, очень напоминающий самолетный (один его сектор управляет дроссельной заслонкой, другой – тормозными механизмами). "Элит" имеет две гусеницы, которые приводятся в действие самым мощным из когда-либо устанавливавшихся на снегоходы мотором – рядным трехцилиндровым четырехтактным двигателем Rotax 4-TEC с рабочим объемом в 1500 кубических сантиметров.
Малогабаритный фрезерно-роторный снегоочиститель МС-59 предназначен для очистки от снега территорий, на которых невозможно использование снегоочистителей на базе автомобилей и тракторов - для очистки от снега мест стоянок летательных аппаратов. Машина представляет собой самопередвигающийся агрегат с ручным управлением, установленный на двух ведущих колесах и двух катках, которые могут быть заменены лыжами.("Справочное пособие по средствам аэродромного обслуживания летательных аппаратов" 1962 г.)
Проведено полное техническое обслуживание снегохода, доработка освещения с помощью светодиодных ламп, разработка и изготовление ТСУ, нанесение единой с буксируемым снегоочистителем уникальной арктической камуфляжной расцветки, увеличение мощности двигателя, реставрация снегоочистителя и капремонт двигателя, доработка опорных колес, что позволило достичь рекордных результатов на полевых испытаниях.Этот тандем стал ярким дополнением коллекции уникальных транспортных средств, сохранив и свои утилитарные свойства - способность в любой момент ринуться через заснеженные просторы, едва заслышится шум вертолетных лопастей.
На момент окончания выпуска BRPEliteполучил звание самого малосерийного, серийного и самого дорогого снегохода в мире и из-за крошечного тиража почти сразу вошел в мировые аукционные каталоги коллекционных транспортных средств.
Технические характеристики:
Длина, мм –3200;
Ширина, мм –1219;
Высота, мм – 1600;
Масса, кг –450;
Максимальная скорость, км/ч –130;
Грузоподъемность, кг –200;
Двигатель – бензиновый;
Объем двигателя, см3 –1494;
Мощность, л.с. – 145;
Кол-во цилиндров – 3;
Клиренс, мм – отсутствует;
Годы выпуска – 2004 – по наст. время.