Найти в Дзене
Science & Future

Плохо учившийся и глубоко верущий тот самый студент — Альберт Эйнштейн.

Оглавление

Существует огромное количество мифов вокруг всем известных учёных. Мы приняли решение, что будем постепенно развеивать эти мифы. А начать мы решили со всем известной истории о том, что Альберт Эйнштейн очень плохо учился в школе (в некоторых версиях этого мифа Эйнштейн с трудом разговаривал до 5-го класса). Это один из тех мифов, которым оправдывают своё безделье, одновременно теша своё самолюбие («а чем я хуже?»), двоечники, халявщики и просто лентяи.

Особенно удивляет тот факт, что сегодня не составляет труда проверить актуальность этой информации. Так, не будем вас томить, уважаемые подписчики, в общем сети без труда можно отыскать копию аттестата Альберта Эйнштейна. К слову сказать, «ботаником» он в общем-то и не был, но был отличником в точных науках. Высший балл (тогда это было «6») Эйнштейн получил по истории, алгебре, тригонометрии, геометрии и физике. Самая низкая оценка — 3 — была получена им по французскому языку. Вот только и эту тройку нужно было заработать. Так, во время визита в Иерусалим в 1923 году он прочёл лекцию на свободном французском языке. Не аттестован Эйнштейн был только по английскому, и это обстоятельство весьма осложнило его жизнь, когда он в 1933 г. переехал в Соединенные Штаты.

Аттестат Альберта Эйнштейна
Аттестат Альберта Эйнштейна

Почему же так крепок миф об отсталости гения?

Пожалуй первой причиной можно считать тех лентяев, о которых написано в начале статьи. Вторая причина, вероятно, заключается в своевольной интерпретации того, как Эйнштейн описывал своё отношение к методам обучения в школе, в силу своего свободомыслия. Он не терпел авторитарного отношения учителей к ученикам, атмосферы в гимназии, близкой к военной.

«Учителя младших классов ведут себя как фельдфебели, а старших классов как лейтенанты», вспоминал Эйнштейн позднее. «Я презираю тех, кто с удовольствием шагает строем на урок музыки — головной мозг дан им по ошибке. Вполне хватило бы и спинного!» - писал он в одном из автобиографичных трудов.

Ученик не скрывал своего неприятия к преподавателям, и оно было взаимным. Однажды, по воспоминаниям Эйнштейна, один из учителей признался ему:

«Как будет здорово, когда ты, наконец, оставишь гимназию».

Будущий всемирноизвестный физик ответил, что ничего дурного он не сделал, на что получил грубый ответ:

«Твое присутствие и равнодушное отношение ко всему, чему мы учим в классе, подрывает репутацию всей школы».

А ведь дело было в том, что Альберт Эйнштейн не просто хотел знать больше, он желал, чтобы преподаватель объяснял предмет так, чтобы он был понятен всем, а не только тем, кто и так этим интересуется, вроде юного Эйнштейна, который дополнял недостаточные школьные знание саморазвитием.

Помимо этого, в шестом классе гимназии у Альберта начались серьезные проблемы с некоторыми из учителей из-за того, что он «постоянно требовал доказательств религии и выбирал свободомыслие». Такой скептицизм был большой редкостью в те дни и уж точно не поощрялся.

Таким образом, «плохим» учеником Эйнштейн был только в смысле поведения в условиях военизированной школьной системы, сводившейся к механической зубрежке.

«Я был готов стерпеть любое наказание, лишь бы не учить на память бессвязный вздор».

На самом же деле Эйнштейн много занимался самостоятельно, увлекался чтением. Из детских впечатлений, как наиболее сильные произведения, он отмечал «Начала» Евклида и «Критику чистого разума» И. Канта (последнее произведение даже с четвёртой попытки так и не далось мне для полного понимания, а ведь мне уже 30, а не 14, как было Эйнштейну, когда он восхищался им, так что, видимо, не быть мне Нобелевским лауреатом). Кроме этого, по инициативе матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей его жизни (да, уроки музыки и занятия музыкой Эйнштейн чётко разделял. Да и как с этим спорить — даже я помню только песенку «33 коровы» из уроков музыки). Уже находясь в США в Принстоне, в 1934 году Эйнштейн дал благотворительный концерт в пользу эмигрировавших из нацистской Германии учёных и деятелей культуры, где исполнял на скрипке произведения Моцарта, после чего в газете появилась заметка о гениальном скрипаче.

-3

Немалую роль в создании мифа об Эйнштейне-двоечнике сыграла также ошибка одного из ранних биографов гения, который спутал швейцарскую систему оценки знаний с немецкой. Не смотря на то, что ошибка была найдена и исправлена, миф о глупом Эйнштейне уже было не остановить.

Есть ещё один популярный миф об Альберте Эйнштейне.

В продолжение предыдущего мифа можно услышать о том, что Эйнштейн провалил выпускной экзамен, и сдал его только со второго раза. На самом же деле Эйнштейн по собственной инициативе ушёл из гимназии, так и не получив аттестата, по причинам, описанным выше.

Помимо прочего, семья физика жила мягко говоря небогато и отец молодого человека настаивал на том, чтобы он выкинул из головы весь этот «философский вздор» и подумал о том, как получить толковую профессию, например, инженера, раз уж ему так хорошо даются математикой и физикой. Для получения профессии было необходимо выбрать такое техническое учебное заведение, где преподавание велось бы на родном ему немецком языке, а Германия исключалась, так как Эйнштейн намерен был отказаться от немецкого гражданства, чтобы не служить в армии, в виду своих антифашистских и антивоенных взглядов.

Несмотря на нужду и желание помогать своим родителям Эйнштейн не мог переступить через самого себя и для поступления в Цюрихский политехнический институт он практически не готовился по тем предметам, которые его не интересовали. Соответственно, и сдал он их на уровне худших абитуриентов, хотя отличился на экзаменах по математике и физике. Так или иначе, отсутствие аттестата гимназии не позволило ему поступить. Однако директор института, пораженный талантами юноши в области точных наук, посоветовал ему закончить одну из швейцарских средних школ для получения аттестата и через год вновь предпринять попытку поступить в институт. Альберт так и поступил, и в сентябре следующего года успешно сдал все выпускные экзамены, а уже в октябре 1896 года был принят в Политехникум на педагогический факультет без экзаменов.

P. S.

Чудес не бывает! Если человек плохо знает физику, математику, биологию и любую другую науку, он не сможет чего-либо добиться в этих областях. Получение знаний — огромный труд и не надо надеяться на то, что они сами по себе окажутся в вашей голове.

Оглавление канала

Подписывайтесь на канал в Telegram, чтобы следить за обновлениями онлайн, и не пропускать интересные новости о науке и технике.