Найти тему

2С14 «Жало-С» — советская опытная 85-мм батальонная самоходная противотанковая пушка

Оглавление

Разработана в горьковском ЦНИИ «Буревестник» на базе бронетранспортёра БТР-70. Главный конструктор проекта — В. Э. Серебряный.

2С14 «Жало-С» в Бронетанковом музее, Кубинка
2С14 «Жало-С» в Бронетанковом музее, Кубинка

После окончания Второй мировой войны к 1948 году Министерством обороны СССР были сформированы требования к танковым и противотанковым орудиям Советской армии. Основными требованиями были: увеличение начальной скорости снаряда и увеличение дальности стрельбы противотанковых орудий. Исследования по этой тематике позволили разработать и принять на вооружение к 1960 году на вооружение Советской армии 100-мм противотанковую пушку МТ-12. Однако, дальнейшее развёртывание работ по проектированию и разработке боеприпасов было признано нецелесообразным, так как в конце 1950-х годов по мнению советского руководства задача борьбы с танками противника должна была быть переложена с классической ствольной артиллерии на противотанковые ракетные комплексы.

-2

С ростом защищённости бронетанковой техники противника от кумулятивных боеприпасов вновь возникла необходимость возобновления работ над повышением бронепробиваемости выстрелов с бронебойными подкалиберными снарядами и как следствие возобновления работ над противотанковыми средствами классической ствольной артиллерии. В 1964 году при разработке новой системы вооружения Ракетных войск и артиллерии СССР 3 Центральным научно-исследовательским институтом Министерства обороныбыло предложено наряду с противотанковыми ракетными комплексами иметь и противотанковые пушки.

-3

В период с 1969 по 1970 год в СССР были начаты работы над новым поколением противотанковых орудий. В полковом и дивизионном звене сухопутных войск предполагалось иметь 100-мм самоходную противотанковую пушку «Норов» и 125-мм самоходную противотанковую пушку «Спрут-С» соответственно. Для батальонного же звена предполагалась разработка лёгких 85-мм противотанковых пушек как в буксируемом так и в самоходном варианте. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Жало-С» (индекс ГРАУ — 2С14).

-4

Головным разработчиком 2С14 был назначен Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник». Работы велись в отделе № 32 отделения № 3 под руководством В. Э. Серебряного. Параллельно с самоходным ЦНИИ «Буревестник» вёл работы над буксируемым вариантом, получившим обозначение «Жало-Б» (индекс ГРАУ — 2А55). В рамках работ по созданию буксируемого варианта был создан макетный образец 85-мм пушки под обозначением КМ-33. Используя полученный макетный образец специалистами НИМИ были разработаны и испытаны новые боеприпасы, вошедшие в боекомплект ПТП2А55 и СПТП 2С14.

-5

К 1975 году был изготовлен опытный образец САУ 2С14, который успешно прошёл заводские испытания, а затем был направлен на полигонные испытания на Ржевский артиллерийский полигон и Бронетанковый полигон в Кубинке. К 1980 году САУ 2С14 прошла весь цикл испытаний, результаты которых межведомственной комиссией были оценены как положительные. Однако, как буксируемая, так и самоходная противотанковые пушки семейства «Жало» на вооружение приняты не были. Несмотря на то, что СПТП 2С14 позволяла успешно бороться с самоходными артиллерийскими установками и лёгкой бронетехникой противника, к моменту завершения работ 85-мм орудие САУ 2С14 не позволяло эффективно бороться с новыми танками противника. Кроме того, калибр 85 мм не подходил для создания управляемых боеприпасов, разработка которых активно велась для других систем более крупного калибра.

-6

За базу самоходной противотанковой пушки 2С14 было взято шасси бронетранспортёра БТР-70. Во вращающейся башне устанавливалась 85-мм пушка 2А62, унифицированная по баллистическому решению и боекомплекту с буксируемой противотанковой пушкой 2А55. Пушка 2А62 оснащалась щелевым дульным тормозом с эффективностью 75—80 % и позволяла развивать максимальную скорострельность до 20—25 выстрелов в минуту. В боекомплект входили бронебойные подкалиберные снаряды, не имевшие взаимозаменяемости с другими артиллерийскими системами, состоявшими на вооружении Советской армии. Орудие обеспечивало бронепробиваемость приблизительно в 1,5 раза ниже, чем у 125-мм пушки Д-81. Для наведения на цель использовался перископический прицел. Связь осуществлялась посредством УКВ радиостанции Р-173.

-7
-8

Первые работы по созданию высокоманёвренных колёсных противотанковых пушек были проведены в СССР задолго до появления САУ 2С14, так в 1944 году на базе грузовика ГАЗ-63 была разработана 76-мм самоходная противотанковая пушка КСП-76, однако из-за недостаточной манёвренности она не была принята на вооружение Советской армии. По сравнению с КСП-76 САУ 2С14 обладала рядом преимуществ, например, орудие было установлено в поворотную башню, базовое шасси позволяло развивать большую скорость и преодолевать препятствия вплавь, 85-мм орудие 2А62 обладало большей скорострельностью и бронепробиваемостью и позволяло эффективно бороться с лёгкой бронетехникой и самоходными артиллерийскими орудиями противника.

-9

Однако, несмотря на преимущества, САУ 2С14 обладала и недостатками, послужившими причиной отказа от принятия на вооружение. 85-мм орудие не позволяло в обозримом будущем создать комплекс управляемого вооружения, кроме того не обладало достаточной бронепробиваемостью для поражения танков типа М1 и FV4030/4. Позднее, Министерство обороны СССР вновь вернулось к тематике колёсных самоходных противотанковых орудий, открыв работы по созданию 125-мм самоходной противотанковой пушки «Спрут-К». В отличие от 2С14 СПТП «Спрут-К» планировалось вооружить 125-мм орудием, унифицированным по баллистике и боеприпасам с танковой пушкой 2А46, а в качестве базового использовать шасси бронетранспортёра БТР-90. Однако, и эта САУ также не была принята на вооружение, таким образом ниша лёгких высокоманёвренных колёсных противотанковых САУ в организационно-штатной структуре ВС РФ осталась незанятой.

-10
-11

Помимо СССР разработки колёсных бронированных машин, способных бороться с танками велись и в других государствах. В 1981 году на вооружение французской армии поступили 105-мм бронированные машины AMX-10RC. Основным вооружением являлась нарезная пушка F2, несовместимая с боекомплектом танковых пушек типа L7. На вооружение бразильской армии в 1975 году поступили бронированные машины EE-9, оборудованные 90-мм противотанковой пушкой. В отличие от СПТП 2С14, борьба с танками не являлась основным предназначением как для AMX-10RC, так и для EE-9. Основной задачей было использование их в качестве БРМ, что сказалось на приборном составе этих машин и тактике применения. Позднее в 1980-е, а затем в 1990-е и 2000-е интерес к созданию колёсных противотанковых машин проявили и другие государства, в результате чего появился отдельный класс техники иногда именуемый как колёсные танки.

-12

Тактико-технические характеристики

Классификация — Противотанковая САУ

Боевая масса, т —12,5

Экипаж, чел. — 3—4

Разработчик — ЦНИИ «Буревестник»

Годы разработки — 1969—1980

Длина корпуса, мм — 7510

Длина с пушкой вперёд, мм — 9950

Ширина, мм — 2790

Высота, мм — 2490

Клиренс, мм — 475

Лоб корпуса, мм/град. — 8—10

Лоб башни, мм/град. — 6

Калибр и марка пушки — 85-мм 2А62

Тип пушки — пушка

Боекомплект пушки — 30—40

Прицелы — перископический

Тип двигателя два ЗМЗ-4905

Производитель: Заволжский моторный завод
Марка: два ЗМЗ-4905
Тип: спаренные карбюраторные бензиновые
Объём: 4 250 см3
Максимальная мощность: 120 л. с., при 3400 об/мин
Максимальный крутящий момент: 284,4 Н·м, при 2500 об/мин
Конфигурация: V8
Цилиндров: 8
Диаметр цилиндра: 92 мм
Ход поршня: 80 мм
Степень сжатия: 6,7
Тактность (число тактов): 4
Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8
Максимальные обороты: 3650
Рекомендованное топливо: А-76

Мощность двигателя, л. с. — 2 × 120

Скорость по шоссе, км/ч — 80

Скорость по пересечённой местности, км/ч — 9—10 на плаву

Запас хода по шоссе, км — 400—600

Запас хода по пересечённой местности, км — 400

Удельная мощность, л. с./т — 19,2

Колёсная формула — 8х8

Тип подвески — индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами

Удельное давление на грунт, кг/см² — 1,05—2,21

Преодолеваемый подъём, град. — 30

Преодолеваемый ров, м — 2,0

Преодолеваемый брод, м — плавает

-13

Наша группа Вконтакте Подпишись будь в курсе

Источник: https://ru.wikipedia.org