Разработана в горьковском ЦНИИ «Буревестник» на базе бронетранспортёра БТР-70. Главный конструктор проекта — В. Э. Серебряный.
После окончания Второй мировой войны к 1948 году Министерством обороны СССР были сформированы требования к танковым и противотанковым орудиям Советской армии. Основными требованиями были: увеличение начальной скорости снаряда и увеличение дальности стрельбы противотанковых орудий. Исследования по этой тематике позволили разработать и принять на вооружение к 1960 году на вооружение Советской армии 100-мм противотанковую пушку МТ-12. Однако, дальнейшее развёртывание работ по проектированию и разработке боеприпасов было признано нецелесообразным, так как в конце 1950-х годов по мнению советского руководства задача борьбы с танками противника должна была быть переложена с классической ствольной артиллерии на противотанковые ракетные комплексы.
С ростом защищённости бронетанковой техники противника от кумулятивных боеприпасов вновь возникла необходимость возобновления работ над повышением бронепробиваемости выстрелов с бронебойными подкалиберными снарядами и как следствие возобновления работ над противотанковыми средствами классической ствольной артиллерии. В 1964 году при разработке новой системы вооружения Ракетных войск и артиллерии СССР 3 Центральным научно-исследовательским институтом Министерства обороныбыло предложено наряду с противотанковыми ракетными комплексами иметь и противотанковые пушки.
В период с 1969 по 1970 год в СССР были начаты работы над новым поколением противотанковых орудий. В полковом и дивизионном звене сухопутных войск предполагалось иметь 100-мм самоходную противотанковую пушку «Норов» и 125-мм самоходную противотанковую пушку «Спрут-С» соответственно. Для батальонного же звена предполагалась разработка лёгких 85-мм противотанковых пушек как в буксируемом так и в самоходном варианте. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Жало-С» (индекс ГРАУ — 2С14).
Головным разработчиком 2С14 был назначен Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник». Работы велись в отделе № 32 отделения № 3 под руководством В. Э. Серебряного. Параллельно с самоходным ЦНИИ «Буревестник» вёл работы над буксируемым вариантом, получившим обозначение «Жало-Б» (индекс ГРАУ — 2А55). В рамках работ по созданию буксируемого варианта был создан макетный образец 85-мм пушки под обозначением КМ-33. Используя полученный макетный образец специалистами НИМИ были разработаны и испытаны новые боеприпасы, вошедшие в боекомплект ПТП2А55 и СПТП 2С14.
К 1975 году был изготовлен опытный образец САУ 2С14, который успешно прошёл заводские испытания, а затем был направлен на полигонные испытания на Ржевский артиллерийский полигон и Бронетанковый полигон в Кубинке. К 1980 году САУ 2С14 прошла весь цикл испытаний, результаты которых межведомственной комиссией были оценены как положительные. Однако, как буксируемая, так и самоходная противотанковые пушки семейства «Жало» на вооружение приняты не были. Несмотря на то, что СПТП 2С14 позволяла успешно бороться с самоходными артиллерийскими установками и лёгкой бронетехникой противника, к моменту завершения работ 85-мм орудие САУ 2С14 не позволяло эффективно бороться с новыми танками противника. Кроме того, калибр 85 мм не подходил для создания управляемых боеприпасов, разработка которых активно велась для других систем более крупного калибра.
За базу самоходной противотанковой пушки 2С14 было взято шасси бронетранспортёра БТР-70. Во вращающейся башне устанавливалась 85-мм пушка 2А62, унифицированная по баллистическому решению и боекомплекту с буксируемой противотанковой пушкой 2А55. Пушка 2А62 оснащалась щелевым дульным тормозом с эффективностью 75—80 % и позволяла развивать максимальную скорострельность до 20—25 выстрелов в минуту. В боекомплект входили бронебойные подкалиберные снаряды, не имевшие взаимозаменяемости с другими артиллерийскими системами, состоявшими на вооружении Советской армии. Орудие обеспечивало бронепробиваемость приблизительно в 1,5 раза ниже, чем у 125-мм пушки Д-81. Для наведения на цель использовался перископический прицел. Связь осуществлялась посредством УКВ радиостанции Р-173.
Первые работы по созданию высокоманёвренных колёсных противотанковых пушек были проведены в СССР задолго до появления САУ 2С14, так в 1944 году на базе грузовика ГАЗ-63 была разработана 76-мм самоходная противотанковая пушка КСП-76, однако из-за недостаточной манёвренности она не была принята на вооружение Советской армии. По сравнению с КСП-76 САУ 2С14 обладала рядом преимуществ, например, орудие было установлено в поворотную башню, базовое шасси позволяло развивать большую скорость и преодолевать препятствия вплавь, 85-мм орудие 2А62 обладало большей скорострельностью и бронепробиваемостью и позволяло эффективно бороться с лёгкой бронетехникой и самоходными артиллерийскими орудиями противника.
Однако, несмотря на преимущества, САУ 2С14 обладала и недостатками, послужившими причиной отказа от принятия на вооружение. 85-мм орудие не позволяло в обозримом будущем создать комплекс управляемого вооружения, кроме того не обладало достаточной бронепробиваемостью для поражения танков типа М1 и FV4030/4. Позднее, Министерство обороны СССР вновь вернулось к тематике колёсных самоходных противотанковых орудий, открыв работы по созданию 125-мм самоходной противотанковой пушки «Спрут-К». В отличие от 2С14 СПТП «Спрут-К» планировалось вооружить 125-мм орудием, унифицированным по баллистике и боеприпасам с танковой пушкой 2А46, а в качестве базового использовать шасси бронетранспортёра БТР-90. Однако, и эта САУ также не была принята на вооружение, таким образом ниша лёгких высокоманёвренных колёсных противотанковых САУ в организационно-штатной структуре ВС РФ осталась незанятой.
Помимо СССР разработки колёсных бронированных машин, способных бороться с танками велись и в других государствах. В 1981 году на вооружение французской армии поступили 105-мм бронированные машины AMX-10RC. Основным вооружением являлась нарезная пушка F2, несовместимая с боекомплектом танковых пушек типа L7. На вооружение бразильской армии в 1975 году поступили бронированные машины EE-9, оборудованные 90-мм противотанковой пушкой. В отличие от СПТП 2С14, борьба с танками не являлась основным предназначением как для AMX-10RC, так и для EE-9. Основной задачей было использование их в качестве БРМ, что сказалось на приборном составе этих машин и тактике применения. Позднее в 1980-е, а затем в 1990-е и 2000-е интерес к созданию колёсных противотанковых машин проявили и другие государства, в результате чего появился отдельный класс техники иногда именуемый как колёсные танки.
Тактико-технические характеристики
Классификация — Противотанковая САУ
Боевая масса, т —12,5
Экипаж, чел. — 3—4
Разработчик — ЦНИИ «Буревестник»
Годы разработки — 1969—1980
Длина корпуса, мм — 7510
Длина с пушкой вперёд, мм — 9950
Ширина, мм — 2790
Высота, мм — 2490
Клиренс, мм — 475
Лоб корпуса, мм/град. — 8—10
Лоб башни, мм/град. — 6
Калибр и марка пушки — 85-мм 2А62
Тип пушки — пушка
Боекомплект пушки — 30—40
Прицелы — перископический
Тип двигателя два ЗМЗ-4905
Производитель: Заволжский моторный завод
Марка: два ЗМЗ-4905
Тип: спаренные карбюраторные бензиновые
Объём: 4 250 см3
Максимальная мощность: 120 л. с., при 3400 об/мин
Максимальный крутящий момент: 284,4 Н·м, при 2500 об/мин
Конфигурация: V8
Цилиндров: 8
Диаметр цилиндра: 92 мм
Ход поршня: 80 мм
Степень сжатия: 6,7
Тактность (число тактов): 4
Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8
Максимальные обороты: 3650
Рекомендованное топливо: А-76
Мощность двигателя, л. с. — 2 × 120
Скорость по шоссе, км/ч — 80
Скорость по пересечённой местности, км/ч — 9—10 на плаву
Запас хода по шоссе, км — 400—600
Запас хода по пересечённой местности, км — 400
Удельная мощность, л. с./т — 19,2
Колёсная формула — 8х8
Тип подвески — индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
Удельное давление на грунт, кг/см² — 1,05—2,21
Преодолеваемый подъём, град. — 30
Преодолеваемый ров, м — 2,0
Преодолеваемый брод, м — плавает
Наша группа Вконтакте Подпишись будь в курсе
Источник: https://ru.wikipedia.org