4 апреля 1866 года в Петербурге произошло покушение на императора Александра II, совершенное мелкопоместным дворянином Д. Каракозовым, который попытался застрелить царя. Императора спас толкнувший террориста крестьянин Осип Комиссаров. После этого события на спасителя обрушилась невиданная слава. Сегодня мы расскажем о том, как все было на самом деле и чем закончилась для Комиссарова история спасения царя.
Осип Комиссаров родился в 1838 году в селе Молвитино Костромской губернии - местности, которая когда-то подарила еще одного спасителя династии - Ивана Сусанина (он родился неподалеку от села Молвитино, которое в 1939 году было переименовано в Сусанино). В малолетнем возрасте Осипа отдали в ученики одному петербургскому мастеру шляпных и шапочных дел.
4 апреля 1866 года Осип Комиссаров совершенно случайно оказался в толпе около Летнего сада, которая глазела на императора и приветствовала его. Сам Комиссаров потом рассказывал, что его грубо оттолкнул некий молодой человек, который отделился от народа и достал пистолет, чтобы выстрелить в царя, садившегося в коляску. "Вдруг вижу, что он вынул и целит пистолет: мигом представилось мне, что, коли брошусь на него или толкну его руку в сторону, он убьет кого-либо другого или меня, и я невольно и с силой толкнул его руку кверху". Этим толчком Осип и спас царя, однако сразу после выстрела полицейские повалили и его, на всякий случай, а потом увезли в участок вместе с Каракозовым.
Но в течение дня по городу разнеслась весть, что на царя покушались, а спас его простой русский крестьянин из той самой Костромской губернии, где в 1612 году предка Александра II Михаила Федоровича спас тоже крестьянин Иван Сусанин. В Петербурге стало твориться что-то невообразимое: священники служили молебны и с амвонов провозглашали имя спасителя императора, называя его "Божиим посланником", а на сами эти молебны стекалось множество народа, по городу бегали люди, певшие "Боже, царя храни!" и кричавшие "Комиссаров! Комиссаров!". Вечером в Зимнем дворце состоялся торжественный прием, на который был приглашен и Осип Комиссаров, уже получивший в обществе прозвище "спаситель". Александр II обнял крестьянина, поблагодарил за спасение, надел на него орден князя Владимира IV степени и пожаловал потомственное дворянство. Комиссаров вошел во дворец простым крестьянином, а вышел дворянином Комиссаровым-Костромским, обретшим за один день всероссийскую славу.
В его честь печатались лубки и праздничные выпуски газет, знаменитый фотограф Левицкий сделал фото героя, в театре, где специально по этому случаю давали "Жизнь за царя", публика пела гимн империи, а сам Комиссаров сидел рядом с царской ложей. Его воспевали даже поэты: Некрасов посвятил ему панегирик. В честь спасителя была отчеканена медаль "4 апреля 1866 года", на аверсе которой поместили портрет крестьянина. Через год Комиссаров получил (при содействии генерала Тотлебена, который и создавал героический образ крестьянина в обществе) звание юнкера Павлоградского гусарского полка.
Слава Комиссарова прокатилась по всей России. На родине ему был поставлен памятник, по всей стране прошли манифестации в честь чудесного спасения царя. Москва и Иваново-Вознесенск присвоили Осипу звания "Почетного жителя".
Что же случилось с Комиссаровым после того, как на него обрушилась такая слава? Конечно, он запил, притом прославился уже не как спаситель царя, а как кутила и пьяница. Да и подвиг его вскоре, как это обычно бывает, забылся. Так он и кончил свою жизнь в подаренном ему имении в Полтавской губернии в 1892 году. А биография несчастного Осипа Комиссарова закончилась на том, что памятник, поставленный ему в его деревне, был снесен большевиками.