Ни один народ не бросал своих умерших родственников, даже относились с большим уважением к такому событию, к такому себе перерождению жизни. Всегда проводились особые ритуалы и обряды, характерны для определенной местности, тело покойника укутывали, укрывали, сжигали, закапывали или оставляли в священном месте.
Но для жителей Крайнего Севера, особенно в условиях вечных холодов, очень тяжело было в этом плане. Чтобы дать возможность духу переродиться или продолжить свой путь, необходимо было сохранить тело от диких животных и от пагубного влияния погодных условий.
Коренные жители низовья реки Обь (остяки и самоеды) не закапывали гробы в землю, а оставляли на поверхности, помещая тело сначала в лодку, а затем в деревянный ящик. Иногда накрывали еще одной лодкой, деревянными частями нарт или чума. Тело располагали в лодке ногами на юг, к носу лодки, а кисти рук были под тазом. По мнению исследователей, на животе хоронили только шаманов. Лицо покойника накрывалось материей, а напротив глаз пришивались своеобразные пуговицы.
В последний путь провожали с множеством предметов, которые могли бы пригодиться: нарты, лыжи, оружие, теплые вещи, посуда и клали маленькую фигурку, похожую на человека, чтобы заключить в нее душу.
На севере Таймыра племена просто оставляли тело покойника в нартах в глухой тундре. Также поступали чукчи и эскимосы. Никто не смел приближаться к заброшенным саням, так как там мог еще находиться покойник. Жители верили, что чистый дух человека уходит под лед, а вся нечисть остается снаружи. Умерших детей вообще оставляли на деревьях, ближе к небесам.
Эвены выдалбливали в колоде нишу и помещали туда тело покойника в самом лучшем наряде. Такой гроб поднимали на деревья или на деревянные опоры.
Нанайцы клали усопшего на доски, связывали ноги, а к ступням привязывали камень, чтобы его дух не выталкивал живых. Через семь дней, гроб с покойником и сопутствующими вещами выносили вперед ногами посторонние люди, но не через дверь, а через окно, или выламывали специально проход, чтобы душа не нашла дороги назад. На родовом кладбище выкапывали пятиугольную яму и забитый гвоздями гроб, опять же, закапывали посторонние люди. На могиле ставили столбик.
Коряки предпочитали добровольную смерть в престарелом возрасте, так как считали, что естественный процесс - это действие потусторонних сил. Через двое суток тело связывали ремнем и закрепляли на поясе нож с левой стороны ( у живых справа). До начал 20-го века тело сжигали на костре вместе со всеми вещами. После ритуала все расходились по домам, тщательно запутывая следы.
Что касается саамов на Кольском полуострове, то они оставляли покойника одного, пока ближайший родственник изготавливал гроб. К руке привязывали медное кольцо, в качестве платы. В гроб обязательно клали топор и огниво, чтобы воскресшая душа смогла прорубить во мраке путь к духам. Саму могилу закидывали деревьями или камнями.
Христианство почти искоренило языческие обряды, но в некоторых краях традиции еще уважают.
Еще кое-что интересненькое:
Как древние народы Крайнего Севера лечили болезни. Самые необычные методы
Шокирующие традиции древнего народа Крайнего Севера - саамов