С самого начала войны санитарное положение армии было просто катастрофическое. Люди мучились от дизентерии, тифа, малярии. Ну и конечно же от педикулеза. Статистика говорит, что в 1941 году к осени страдало от вшей до 80% солдат и офицеров. Тогда в феврале 1942 года издается постановление «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии». И в этом же месяце создали двести прачечных отрядов.
Конечно же ни о каких стиральных машинках и автоматизированной стирке речи не было, а были только корыта, тазы, специальные стиральные ребристые доски и...стертые в кровь пальцы и руки, разъеденная щелоком кожа, истерзанные артритом руки и очень много белья. Для каждого солдата нужно было выстирать три килограмма белья в неделю. В день одна женщина стирала примерно 80 комплектов белья.
Это и форма, и нижнее белье, и перевязочные материалы, потому что не хватало бинтов. Форма чаще всего была не только грязная, но и с пятнами от крови, которые тоже нужно было отстирать. Белье кипятили, обрабатывали дустом, пропитывали его специальным мылом "К", для того чтобы не было вшей. А когда не хватало мыла, использовали золу.
Если была возможность, прачечные создавали в поездах, но когда не было железной дороги, прачечные передвигались за армией на телегах, запряженных лошадьми. Благодаря такой работе в 1943 году инфекционных заболеваний стало намного меньше, а к 1945 году педикулез почти исчез.
Вот некоторые отрывки из рассказов женщин, работавших в прачечных отрядах во время войны:
Светлана Васильевна Катыхина, боец полевого банно-прачечного отряда
Рассказывала, что долго просилась на фронт, целый год, в 17 лет взяли. Привезли и не к винтовкам "поставили", а к котлам-стирать белье. Пришлось и дрова носить, и печки топить и белье золой стирать. Потому что мыло быстро заканчивается, а белья много - грязное, вшивое,в крови.
Мария Степановна Детко, рядовая, прачка
Рассказывала, что всю войну с корытом прошла. Горы гимнастерок, маскировочные халаты не белые, а черные от старой крови. Приходилось стирать в нескольких водах. Зимой ватники тяжелые, кровь замерзшая. До сих пор во сне видит черные от застарелой крови горы белья, которое нужно выстирать.
Валентина Кузьминична Братчикова-Борщевская, лейтенант, замполит полевого прачечного отряда
Рассказывает, что работали очень тяжело. Где стирали, там и спали. Давали 20-25 грамм мыла на одного солдата, которое быстро заканчивалось и приходилось придумывать, как стирать дальше. У девушек от стирки были экземы, слазили ногти, кожа, но приходилось стирать дальше.