Несмотря на то , что словосочетание "универсальный ученый" таит в себе в определенной степени недоверие, оно включает такое важное человеческое качество, как широта интересов.
Таким "универсальным" ученым был Петр Леонидович Капица.
Лестница жизни Петра Капицы, Нобелевского лауреата по физике, довольно длинная – почти 90 лет. И это несмотря на удары и тяготы судьбы.
Четкая цель, заключающаяся в служении науке - вот главный жизненный ориентир ученого...
Путевка в жизнь
"Гении рождаются эпохой, а не гении рождают эпоху"
Петра Капицу люди старшего поколения считают своим современником. И это странно, потому что дата его рождения: 8 июля 1894 года. Именно в конце позапрошлого столетия в семье русского генерала Леонида Петровича Капицы родился будущий академик. Родители Петра слыли интеллигентнейшими людьми своего времени. Отец - талантливый военный инженер. Мать ученого Ольга Иеронимовна была педагогом, общественным деятелем, филологом.
У Петра Капицы было вполне безоблачное детство. Правда, одна маленькая ложка дегтя все-таки случилась: Петра после года обучения отчислили из Кронштадтской гимназии из-за неуспеваемости по латыни. В 1906 году, он поступил в реальное училище, которое спустя 6 лет закончил с блеском.
И это не удивительно. В училище мальчик имел возможность заниматься любимым делом: он ремонтировал приборы, проводил опыты по химии и физике. Двери лабораторий училища постоянно были открыты для одаренного ученика. Особый интерес он проявлял к часам: любил собирать и разбирать их. Это в дальнейшем стало жизненным хобби ученого.
Юный Петр вместе с родственниками много путешествовал. Италия и Греция, Германия и Швейцария, русский Север и Шотландия - вот неполный список мест, в которых побывал Капица. Новые впечатления, встречи с интересными людьми, несомненно, способствовали развитию кругозора Петра.
Благодаря семье Капица стал всесторонне развитым человеком. Он любил литературу, искусство, театр. Интересовался международными проблемами. Ценил умных, эрудированных людей, ярких индивидуальностей, обладающих оригинальным мышлением.
Когда будущему ученому исполнилось 18 лет, он без проблем поступил в политехнический институт города Санкт-Петербурга на факультет электромеханики. Но уже через два года судьба устроила первую проверку: студента третьего курса Петра Капицу призвали в армию. Шел 1914 год. В армии Петр служил водителем санитарной машины. И только через два года он опять возвратился на студенческую скамью.
В институте состоялась первая значимая встреча в жизни Капицы. Под свое «крыло» талантливого студента взял А.Ф. Иоффе, которого называют "отцом советской физики".
В это время Иоффе руководил физической лабораторией. В ней и проводил свои опыты Петр. Кроме того, Капица участвовал в семинарах по физике, проводимых его учителем.
Время было смутное. Революция и послереволюционное состояние экономики не способствовали развитию науки. В лаборатории отсутствовало самое необходимое оборудование, материалы. Однако ученые фанатично делали свою работу. Еще до получения диплома Петру Капице была предложена преподавательская деятельность в том же институте. А в 1919 году он успешно окончил курс обучения.
Потеряв всё
"В жизни человек с выдержкой всегда побеждает. А выдерживать надо не полчаса, а годами".
Еще в 1916 году Петр женился на дочке члена партии кадетов Надежде Черносвитовой. Известно, что ему пришлось даже съездить за ней в Китай, куда она уехала вместе со своими родителями. От этого брака у Капицы было двое детей - сын Иероним и дочь Надежда. А в 1919 году тесть Капицы был арестован ЧК и расстрелян.
Зимой 1919-1920 годов во время эпидемии испанки молодой ученый за восемнадцать дней потерял жену, отца, двухлетнего сына и новорожденную дочь. Известно, что в те дни Капица хотел покончить с собой, однако товарищи удержали его от этого поступка. Тем не менее, стать прежним и вернуться в нормальную жизнь Петр Леонидович не мог - ходил по институту как тень.
Иоффе обратился к советским властям с письмом - просьбой разрешить его ученикам отправиться на стажировку в ведущие английские лаборатории. В дело вмешался влиятельный в те годы русский писатель Максим Горький, и в итоге письмо было подписано и Петру организовали командировку в Англию.
В 1921 году Капица в качестве представителя Российской академии с целью восстановить былые научные связи отправился в Западную Европу.
Советскому ученому долго не давали разрешения на въезд - Европа всячески отгораживалась от большевистской заразы. В конце концов, въезд разрешили, и 22 мая молодой ученый приехал в Англию. Однако здесь он столкнулся с другой проблемой - его не захотели пускать в лабораторию к Резерфорду, куда он и был послан на стажировку. Сам Эрнест Резерфорд без обиняков заявил, что его работники занимаются наукой, а не подготовкой революции и Капице тут делать нечего. Все уговоры русского, что он ради науки и приехал, на британского физика новозеландского происхождения никак не действовали. В конце концов победил здравый смысл.
Кембриджу русский учёный посвятил 13 лет. На Туманном Альбионе его ждали степень доктора философии, членство в Лондонском Королевском обществе, а также созданная Магнитная лаборатория. Среди коллег он слыл открытым человеком с прекрасным чувством юмора.
Прямоту же Капицы оценивал в дальнейшем сам Иосиф Сталин, не отдавший учёного на растерзание Лаврентию Берии.
Противостояние
"Меня можно заставить рыть каналы, строить крепости, можно взять моё тело, но дух никто не возьмёт. И если надо мной будут издеваться, я быстро покончу счёты с жизнью любым путём".
Из Кембриджа в СССР физик возвращаться не собирался. На Родину из Англии он ездил лишь для того, чтобы навестить родственников. Однако советское руководство не собиралось просто так отдавать Капицу и разработало план, на долгие годы оставивший гениального физика в стране.
В 1934 году Пётр Леонидович прибыл в Советский Союз на Менделеевский съезд. Спустя чуть больше двух недель специальная комиссия приняла решение запретить выезд Капицы за пределы СССР. Советские руководители исходили из соображений, что учёный информирует англичан о состоянии науки в стране, а значит, может помочь потенциальному врагу и в военном деле. Конечно, сперва Капице сделали простое предложение остаться работать в СССР, но он вежливо его отклонил. Далее последовал жёсткий ультиматум с требованием не перечить планам советского правительства и аннулирование визы.
Капица устроил бунт. Он писал письма Эрнесту Резерфорду и Альберту Эйнштейну, прося о поддержке. Но правительство СССР, у которого были свои планы, жестко "зажало" ученого в тиски.
Так начался один из самых трудных периодов в жизни гениального ученого. Он остался один, без любимой работы, без своей лаборатории, без семьи, без учеников и даже без Резерфорда, к которому сильно привязался и который его всегда поддерживал.
Одно время Капица даже всерьез думал сменить область своих изысканий и переключиться на давно интересующую его биофизику, а именно проблемы мускульных сокращений. Известно, что он обращался по этому вопросу к своему другу, известному физиологу Ивану Павлову, и тот пообещал найти ему занятие в своем институте физиологии.
Но вскоре Иосиф Сталин лично предложил возглавить учёному Институт физических проблем в столице. В придачу к должности вождь выделил физику огромную квартиру, дачу. Институт же оборудовали лучшей на тот момент техникой. Капица принял предложение, но в ответ выдвинул свой ультиматум - перевезти из английской лаборатории все его оборудование.
К счастью,Резерфорд не стал препятствовать этому, и условия для продолжения исследований были созданы. Единственное, что угнетало ученого - бюрократия. Решение любого вопроса требовало времени и нервов.
В конце 30-х годов Капица продолжил работу над проблемой сверхтекучести жидкого гелия. За открытия в этой сфере он впоследствии и был удостоен Нобелевской премии. В январе 1939 года Петр Капица стал действительным членом Академии наук СССР.
У Капицы, щедро одаренного Сталиным различными благами, появились завистники. Сначала с доносами на имя вождя обращался жестокий нарком Николай Ежов. Он считал, что в своём институте учёный собрал "антисоветскую сволочь". Затем Капицу хотел "задавить" уже Берия.
Но непререкаемый авторитет Петра Леонидовича спас многих деятелей науки от сталинских репрессий в предвоенные годы. Он смело защищал свои взгляды и грозился покинуть пост главы института в случае несогласия правительства с ним. Однако неукротимый нрав ученого стал причиной немилости руководства страны - он сам стал жертвой репрессии.
В конце 1949 года знаменитый физик отказался участвовать в торжественных заседаниях в честь семидесятилетия Сталина. Подобное поведение не осталось незамеченным, Капица был немедленно уволен. Петра Леонидовича сняли с поста директора Института физических проблем и посадили под домашний арест. Восемь лет Капица был лишен возможности общаться с друзьями и коллегами. Свою дачу на Николиной Горе он превратил в небольшую лабораторию, в которой продолжал заниматься исследовательскими работами. Он называл ее "хата-лаборатория" и провел там множество уникальных экспериментов по гидродинамике, механике и физике плазмы.
Здесь же он впервые обратился к электронике больших мощностей - новому направлению своей деятельности, ставшему первой ступенью на пути укрощения термоядерной энергии. Только после смерти Иосифа Сталина он смог полноценно продолжить свои исследования.
В 1972, когда власти нашей страны инициировали вопрос исключить из Академии наук Андрея Сахарова, один только Капица выступил против этого. Он сказал:
"Аналогичный постыдный прецедент уже был однажды. В 1933 году из Берлинской академии наук фашисты исключили Альберта Эйнштейна".
Кроме того Капица всегда яростно отстаивал позицию научного интернационализма. В своем письме Молотову 7 мая 1935 он говорил:
"Я твердо верю, что настоящая наука обязана быть вне политических страстей и борьбы, как бы ее туда ни стремились завлечь. Я верю, что научная работа, которой я занимаюсь всю жизнь, является достоянием всего человечества"
С начала 50-х годов и до последних дней жизни академик Капица занимался исследованиями в различных областях физики. Интересно, что от сверхнизких температур он перешел к изучению свойств плазмы. На основе его разработок был создан проект термоядерного реактора с непрерывным подогревом плазмы. В ответной речи по поводу вручения Нобелевской премии в 1978 году за открытия в области сверхнизких температур Капица отметил потерю своего интереса к данной тематике.
Таков обширный диапазон научных взглядов гениального ученого: от абсолютного нуля до сверхвысоких температур. Кстати, по словам сына Петра Леонидовича - Сергея Капицы, всю премию его отец оставил себе, не поделившись, как было принято, с государством. Рана, нанесенная ученому советским правительством, так и не зарубцевалась.
Отдельная страница. История большой любви
"Моя дочь снюхалась с Капицей" - эта фраза академика Алексея Крылова вроде пролога к одной из самых захватывающих семейных историй современности.
Они познакомились в Париже. Капица уже был вдовцом, похоронившим жену и 2- детей. Горечь потерь к 23 годам испытала и Анна. Два её старших брата, участники Белого движения, погибли в Гражданскую. Две старшие сестры умерли в детстве. Так что из пятерых детей в семье осталась она одна.
Мама девушки принимает решение эмигрировать в Европу и берёт с собой дочь. А отец, царский генерал и одновременно учёный-математик, остаётся в России. Продолжает преподавать в Морской академии, затем возглавляет это учебное заведение. Весной 1927 г. во Францию навестить русских знакомых приезжает молодой ученый Петр Капица. Они и представили его Анне Крыловой.
Она вспоминала: "Пётр Леонидович был очень весёлый, озорной, любил выделывать всякие глупости. Мог, например, совершенно спокойно для развлечения влезть на фонарный столб посреди Парижа и смотреть на мою реакцию. Ему нравилось, что я принимаю его вызовы с таким же озорством".
Между ними, говоря языком физики, сразу возникло мощное притяжение. Пётр вскоре снова выбирается в Париж. Они засиживаются за разговорами до глубокой ночи.
"Глаза круглые, рот на сторону, трубка торчит всё время. Мне положительно с ним легко быть и очень свободно", — описывает Анна будущего мужа. Потом был её ответный визит в Англию, где они невероятно сблизились эмоционально. Он впервые рассказал ей о смерти жены.
Проводив Анну, Капица смог выдержать разлуку с девушкой лишь один день и нагрянул к ней в Париж. "Я поняла, что он мне никогда не сделает предложения, что это должна сделать я. И тогда я сказала ему: "Я считаю, что мы должны пожениться. Он страшно обрадовался, и спустя несколько дней мы поженились", - рассказывала о тех судьбоносных днях Анна.
А Капица писал маме в Россию: "Я, кажется, на следующей неделе женюсь на Крысе (ласковое прозвище Анны в переписке с Капицей ) Ты её полюбишь".
Анна тоже написала письмо будущей свекрови со словами: "Люблю Вашего Петю, совсем люблю".
Брак предстояло заключить в Париже в советском посольстве. Для этого Анне взамен эмигрантского паспорта нужно было получить советский. На помощь пришёл отец девушки, который был в тот момент во Франции и хорошо знал нашего посла. "Моя дочь снюхалась с Капицей. Ей нужен советский паспорт", — обозначил он задачу другу.
Новоиспечённый супруг решил сделать Анне шикарный свадебный подарок -меховое манто. И был очень удивлён, услышав ответ: "Я никогда не ношу мехов".
"Пётр Леонидович любил модные места, роскошные гостиницы и всякую такую чепуху. Он никак не мог привыкнуть к тому, что мне это абсолютно безразлично, и говорил: "Ты никогда не понимаешь, что ешь. Тебя очень трудно угощать".
Медового месяца у пары не случилось.
"Знаешь, - сказал жене Капица, - мне очень хочется ехать в Кембридж работать. Поедем..."
Анна быстро поняла: "Первое и основное у него - его работа. А всё остальное к ней прилагается. И не надо мне по этому поводу делать ему никаких скандалов..."
В Кембридже пару с поздравлениями поочерёдно посетили более 100 человек. "Я даже не могу запомнить их лица!" - в панике писала она маме в Париж.
Все знавшие Анну Алексеевну люди говорили, что это была выдающаяся женщина. Ее роль в жизни Капицы неповторима и неописуема, она никогда нигде не работала, и все внимание уделяла ученому. Петр Леонидович почти никогда с ней не расставался и боготворил до последнего дня жизни, у них было двое сыновей: Сергей и Андрей.
Впоследствии оба стали известными учеными. Несмотря на то, что родились дети Капицы в Кэмбридже, в кругу семьи все разговаривали исключительно на русском языке. Сергей Капица позже писал: "Если мама начинала говорить на английском, то мы с братом понимали — сейчас начнут ругать".
У Петра Леонидовича была мечта - уйти из этого мира раньше любимой жены. Жизни без неё он не представлял...
Так и случилось Учёный скончался в 1984 г., за несколько месяцев до своего 90-летнего юбилея. Анна Алексеевна умерла в 1996 г., пережив три революции, гражданскую войну, эмиграцию, потрясения времён Сталина и Вторую мировую, развал СССР и становление современной России.
Учись у великих людей вместе с нами!
Подписывайся на канал Телеграм Культ Личности