Найти тему
Weapons of the world

Самая большая подводная лодка в мире — Акула (проект 941)

Оглавление

Самая большая подводная русская субмарина «Акула» классификационно принадлежит к тяжелым ракетным подводным крейсерам стратегического назначения. Дата начала работы над проектом — декабрь 1972 года.

Первая боевая единица ракетоносца «Акула» была построена в России (СССР) за 5 лет на «Севмаше» (г. Северодвинск) и спущена на воду 23 сентября 1980 года на Белом море. С 1981 по 1989 года была введена в строй серия из шести лодок такого типа. Местом их базирования была акватория бухты Нерпичья на Северном флоте.

Конструкционная специфика корпуса

Атомная подводная лодка «Акула» проекта 941 имеет весьма легкий общий корпус, внутри которого находятся 5 обитаемых прочных корпуса. Два из них имеют максимальные размеры и являются основными, позиционируясь по принципу катамарана, в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Такая характерная компоновка типа «подводный катамаран» была определена крупногабаритными размерами боекомплекта.

Каждый из двух основных прочных корпусов соединен между собою тремя переходами и разделен на 8 отсеков:

  • реакторный и турбинные отсеки с общей длиной 30 м;
  • три носовых отсека длиной 54 м;
  • три прилегающих к главному командному пункту (ГКП) длиной 31 метр.

Остальные 3 прочных корпуса это:

  • надежно изолированный носовой корпус для базирования торпедного отсека;
  • корпус для размещения ГКП и радио-технического оборудования;
  • кормовой переходной корпус общей длиной 30 метров.

-2

Отсек главного командного пункта, торпедный отсек, основные корпуса выполнены из титанового сплава, а легкий корпус изготовлен из стали с последующим противогидроакустическим покрытием.

Большая силовая энергетическая установка 3-го поколения имеет блочное строение состоящее из двух эшелонов расположенных независимо по правому и левому бортам. Каждый блок включает в себя:

  • водно-водяной ядерный реактора мощностью 190 МВт на тепловых нейтронах ОК-650ВВ. Реакторы этого типа оснащены: импульсной аппаратурой контроля за их состоянием, системой безбатарейного расхолаживания (ББР), в случае отключения электропитания;
  • турбину с мощностью на валу 50000 л. с;
  • движитель в виде гребного вала с 7-лопастным винтом диаметр которого — 5,55 метра, скорость вращения 230 об/мин. Для снижения шума винты установлены в специальные финестроны (кольцевые обтекатели);
  • четыре паротурбинные энергетические атомные установки БПТУ 514 с мощностью 3200 кВт.

Резервные средства движения

  • Два дизель-генератора типа АСДГ-800 по 800 кВт.
  • Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея.
  • Два резервных электродвигателя мощностью 260 кВт.
  • Подруливающие устройства с поворотными гребными винтами для маневрирования в зажатом положении. Они укомплектованы электрическими двигателями по 750 кВт. Их местоположение в носовой и кормовой частях субмарины проекта 941.
-3

Основное вооружение подлодки «Акула»

Базисное оружие «Акула» проекта 941 состоит из:

  • баллистического ракетного комплекса Д-19 снаряженного 20-ю твердотопливными трехступенчатыми межконтинентальными ракетами класса Р-39 «Вариант» (РСМ 52 морского базирования. Дальность стрельбы — 8500 км, боевой элемент разделяющийся с 10 боеголовками по 100 килотонн каждая;
  • ракетного комплекса Д-19У с 20-ю баллистическими ракетами Р-39УТТХ «Барк» межконтинентальной дальности с амортизационной ракетно-стартовой системой. Боевая дальность до 10000 км, наличие уникальной системы прохождения через лед.

Старт всего ракетного боекомплекта проекта «Акула» может осуществляться из сухой шахты как в подводном (глубина не > 55 метров), так и надводном ее положении.

Самая большая атомная подлодка России имеет на вооружении шесть торпедных аппаратов (ТА) калибром 533 мм, оснащенные устройствами быстрого заряжания и специальной системой подготовки ТА типа «Гринда». Полный боекомплект состоит из 22 торпед класса «Шквал» (типы САЭТ-60М, СЭТ-65, УСЭТ-80), а также ракет комплексов «Вьюга» и «Водопад». Используют шеститорпедные ТА для стрельбы ракето-торпедами, торпедами и для установки минных полей-заграждений.

-4

Противовоздушная оборона осуществляется ПЗРК (8 единиц) типа Игла-1. Полный боекомплект — 48 зенитных управляемых ракет (ЗУР).

Радиоэлектронное оборудование и вооружение

На борту подводной субмарины типа «Акула» проекта 941 имеются несколько комплексов с высокоточным оборудованием различного класса.

-5
  • Боевая информационно-управляющая система типа «Омнибус» служит для: сбора, обработки и отображения информации, расчета эффективности применения того или иного вооружения, целинаправления технических и огневых средств, навигационных и боевых расчетов;
  • Гидроакустическое оборудование ГАК «Скат-3» МГК-540 состоит из:
  • ГАК «Скат-КС» МГК-500 с 4 антеннами и возможностью одновременного сопровождения 12 целей;
  • гидроакустическую станцию (ГАС) миноискания «Арфа-М» МГ-519;
  • ГАС измерения кавитации «Винт» МГ-512;
  • ГАС измерения скорости звука «Шкерт» ГИСЗ МГ-553;
  • Эхоледомер «Север» МГ-518.
  • Радиолокационный комплекс «Радиан» РЛК МРКП-58 со станцией радио-технической разведки МРП-21А.
  • Навигационный комплекс (НК) имеет:
  • спутниковый комплекс «Симфония»;
  • НК класса «Тобол»;
  • навигационный обнаружитель круговой и разводной НОК-1 и НОР-1.

Подлодка оснащена специальными средствами связи, выдвижными перископами, антенными системами.

-6

Тактико-технические данные подводного крейсера «Акула»

Основные размеры: наибольшая длина — 173,1 м, ширина — 23,3 м, осадка по кильватеру — 11,2-11,5 м.

Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения: полное надводное водоизмещение при скорости 12/13 узлов — 29500 тонн, полное подводное при скорости 25/27 узлов — 49800 тонн.

Глубины погружения: предельная — 500 м., рабочая — 380 м.

Автономность плавания — около полугода. Общая численность экипажа — 163 человека, офицерский и мичманский состав 52/83 соответственно.

Общая масса снаряженного подводного ракетоносца — 50000 тонн.

-7

Самая большая в мире подлодка проекта «Акула» 941 имеет развитое крестообразное оперение кормы и горизонтальные рули (передний убирающийся) размещенные за винтами. Благодаря блочной системе размещения узлов и механизмов, а также резинокордной двухкаскадной пневматической амортизации, атомная субмарина имеет невысокие показатели шума при перемещении и улучшенную виброизоляцию всех агрегатов.

Стратегическая ракетная подлодка России класса «Акула» имеет не только солидные размеры, но и высокий запас прочности и плавучести (> 40 %), что позволяет ей выполнять маневры с проламыванием льда толщиной в 2,5 метра. За счет достаточного усовершенствования гидроакустического и навигационного вооружения атомная субмарина имеет боевое применение в самых высоких предельных широтах, вплоть до Арктики.

Так же смотрите: Глубинные бомбы. Страшное оружие.

Подписывайтесь на канал и ставьте "палец вверх", что бы всегда быть в курсе всего самого интересного в мире оружия и техники!

Наука
7 млн интересуются