Общая характеристика Киевской Руси широко известна. В исторической науке Киевской Русью принято называть средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в 9 веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке. К середине 12 века вступила в состояние феодальной раздробленности и фактически распалась на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями династии Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев, утративший своё влияние в пользу новых центров силы, формально продолжал считаться главным «столом» Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей. Как этнокультурный регион Русь продолжила существовать и после политической дезинтеграции, что впоследствии сыграло важную роль в процессе объединения русских земель.
Целостность Руси изначально не была стабильна. Но к XII веку ситуация резко обострилась. В 1125 году умирает Владимир Мономах, чем воспользовались черниговские Ольговичи, которые, объединившись с половецкими ордами, начинают нападать на южнорусские земли. Тем не менее, период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. За прошедшие с момента объединения племён 200 лет в княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.
Первая угроза целостности страны возникла сразу же перед кончиной Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив 12 своих сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась междоусобная война, закончившаяся гибелью всех сыновей Владимира, кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава. Полоцкие князья в дальнейшем в русских летописях стали упоминаться как «Рогволожи внуци».
После смерти Ярослава в 1054 году Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями. Старшему Изяславу
отошли Киев и Новгород, Святославу — Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань, Всеволоду — Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу и Игорю — Смоленск и Волынь. Установившийся порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название «лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями». С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядьями и племянниками.
По мере разрастания княжеского рода владения мельчали, на престолах княжеств оказывались всё более дальние родственники, отношения между ними запутывались, и следовать очередному порядку становилось всё сложнее. Очередь старшинства можно определять как по возрасту, так и по порядку поколений. В жизни это приводило к конфликтам между дядьями и племянниками. Так, у князя Юрия Долгорукого было пять старших братьев. Пятый брат, Вячеслав, однажды сказал ему: «Я был уже бородат, когда ты родился». Следовательно, сыновья старших братьев могли быть старше самого Юрия.
В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха очередное поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашён новый принцип: «каждый да держит отчину свою». Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.
Киев по решению Любечского съезда был признан отчиной Святополка Изяславича (1093—1113), что означало сохранение традиции наследования столицы генеалогически старшим князем. Периодом относительной политической стабилизации стало княжение Владимира Мономаха (1113—
1125) и его сына Мстислава (1125—1132), когда практически все части Руси, включая Полоцкое княжество, вновь оказались в орбите Киева.
Мстислав передал киевское княжение своему брату Ярополку (1132—1139). Намерение последнего выполнить замысел Владимира Мономаха и сделать своим преемником сына Мстислава — Всеволода в обход младших Мономашичей — ростовского князя Юрия Долгорукого и волынского князя Андрея привело к всеобщей междоусобной войне, характеризуя которую, новгородский летописец в 1134 году записал: «И раздрася вся земля Русская».2
К середине XII века Киевская Русь фактически разделилась на 13 (по другим оценкам от 15 до 18) княжеств. Княжества различались как по размеру территории и степени сплоченности, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.
Девять княжеств управлялись собственными династиями.
В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышльская и Теребовльская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество. В Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей). В отделившемся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. В Суздальской земле тзакрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, столицей княжества с 1157 года стал Владимир. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича. В Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха — Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество. Со 2-й трети XII века за потомками Всеволода, закрепляется Городенское княжество. Анклавные Тмутараканское княжество и город Белая Вежа прекратили своё существование в начале XII века, пав под ударами половцев.
Четыре княжества не закрепились за какой-либо одной династией.
Особое положение занял Киев, который оставался постоянным яблоком раздора. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между Мономаховичами и Ольговичами. При этом область вокруг Киева — так называемая «Русская земля» в узком смысле слова — продолжала рассматриваться как общий домен всего княжеского рода и столы в ней могли занимать представители сразу нескольких династий. Например, в 1181—1194 Киев находился в руках Святослава Всеволодовича Черниговского, а в остальной части княжества правил Рюрик Ростиславич Смоленский.
Новгород также остался общерусским столом. В 1136 году один из Мономаховичей - Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство само приглашало князей. Их роль ограничивалась выполнением некоторых исполнительных и судебных функций (совместно с посадником), и усилением новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XIII века стал автономным от Новгорода.
В целом, политическое развитие Руси в этот период определялось соперничеством четырёх сильнейших земель: Суздальской, Волынской, Смоленской и Черниговской, управлявшихся, соответственно, субдинастиями Юрьевичей, Изяславичей, Ростиславичей и Ольговичей. Остальные земли в той или иной форме зависели от них.
В 1169 году в результате похода коалиции 11 князей, действовавших по инициативе владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, Киев впервые в практике княжеских усобиц был взят штурмом и разграблен, и впервые князь, завладевший городом, не остался в нём княжить, посадив на княжение своего ставленника. Андрей был признан старейшим и носил титул
великого князя, но не делал попыток сесть в Киеве. Тем самым традиционная связь между киевским княжением и признанием старейшинства в княжеском роде стала необязательной. В 1203 году Киев подвергся второму разгрому, на этот раз от рук смоленского Рюрика Ростиславича, до этого уже три раза становившегося киевским князем.
Окончательно Киев утратил статус центра русских земель в XIII веке. Летом 1212 года город был занят войсками коалиции Мономаховичей, после чего борьба вокруг него утихла на два десятилетия. Страшный удар был нанесён Киеву в ходе монгольского нашествия в 1240 году. В 1321 году в битве н реке Ирпени киевский князь Станислав, потомок Ольговичей, потерпел поражение от литовцев и признал себя вассалом литовского князя Гедимина, одновременно оставаясь и в зависимости от Орды. В 1362 году город был окончательно присоединён к Литве.
Раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. Общая территория Руси увеличивалась, благодаря интенсивной колонизации. С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности (которая снижалась, так как после 1185 года половцы не предпринимали вторжений на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордены и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску. Во внутренние дела Галича иногда вмешивалась Венгрия. В 1237 — 1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.
Основным противоречием, заложенным в государственности Киевской Руси (как и большинства европейских государств раннего средневековья), было растущее несоответствие между природой власти (восходящей к
военной демократии) и экономическим и социальным развитием отдельных территорий.
С ростом благосостояния государства и усилением местных экономик преимущество Киева как резиденции великого князя (и основного источника его доходов, в том числе для содержания дружины) постепенно уменьшалось. При этом система, при которой великокняжеские наместники (родственники великого князя) существовали на доходы от местных экономик, обладала большим конфликтным потенциалом, поскольку попытки дополнительного изъятия у подчиненных князей дани или требования большего количества войск приводили к мятежам, подавлять которые великим князьям становилось все сложнее. Вопрос "федеративных отношений" вышел за рамки внутренних дел династии еще во времена первых князей, поскольку в княжествах Киевской Руси была сильна местная знать, экономически и политически заинтересованная в отделении от Киева. Ее сращению с Рюриковичами должна была мешать ротация князей между городами, однако против этого порядка со временем начали выступать дружинники, "оседавшие" на землю и формировавшие земельную аристократию (бояре).
После Любеческого съезда в среде Рюриковичей входит в практику переход двухуровневых вассальных отношений внутри политической системы в многоуровневые (выделение удельных княжеств внутри "больших" земель, ставших "отчинами"). Это фактически означало децентрализацию власти и превращение государства в подобие династической федерации. Довольно быстро ее субъектами стали не земли, а отдельные города, расцвету которых способствовал подъем натурального хозяйства, вызванный развитием местной торговли и ремесел.
Помимо внутренних причин, у экономического и политического ослабления Киева были и внешние факторы. После начала войн Византии с сельджуками, а особенно, после поражения у Маназкерта в 1071 году роль торгового пути «из варяг в греки» начала падать. При этом роль балтийской торговли и маршрутов через Центральную Европу возросла. Как следствие, доходы киевских князей начали сокращаться.
Вопреки распространенному мнению, при сильных киевских князьях войны с кочевниками были фактором консолидации государства, поскольку концентрировали в руках доминирующего князя большую военную мощь и давали большую легитимность его претензиям на старшинство. После встраивания половцев в политический ландшафт русских княжеств, их участие во внутренних конфликтах (особенно, во второй половине XII в.) вызвало упадок местной экономики и отток населения в другие земли.
Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что распад Киевской Руси является объективным, закономерным процессом. Среди причин распада следует указать следующие:
1) изначальное противоречие между природой власти и социально-экономическим развитием общества;
2) падение роли Киева как резиденции великого князя в результате экономического роста в целом и усиления местных экономик;
3) взаимодействие между великокняжескими наместниками и местным населением;
4) неэффективность ротации князей между городами как средства предотвращения сращивания Рюриковичей с местной знатью;
5) появление многоуровневых вассальных отношений;
6) падение роли торгового пути «из варяг в греки»;
7) исчезновение внешней угрозы в лице кочевников, заставлявшей древнерусское общество консолидироваться вокруг великого князя.