Эксперты назвали 12 химических веществ, способных снижать уровень IQ у детей, вызывать синдром дефицита внимания с гиперактивностью, а также провоцировать аутизм на стадии внутриутробного развития. Эти вещества содержатся не только в окружающей среде, но и в бытовых предметах, таких как мебель и одежда. Особую тревогу ученых вызывает тот факт, что дети во всем мире подвергаются воздействию токсичных химических веществ, опасность которых официально не признана государством.
У детей все чаще диагностируют синдром дефицита внимания с гиперактивностью, а нейроповеденческие расстройства развития диагностируют уже у 10–15% новорожденных. Еще чаще встречается субклиническое снижение функции головного мозга. При этом генетические факторы становятся причиной таких нарушений лишь в 30–40% случаев.
На эти факты обращают внимание в своих исследованиях Филипп Гранджин (Гарвардский колледж Беллинджера) и Филипп Лэндригэн (Медицинская школа Маунт-Синай, Манхэттен). Они предполагают, что в причинно-следственной связи участвуют экологические факторы, в некоторых случаях сочетаясь с генетическими. И приводят доказательства того, что широко применяемые разными отраслями промышленности химические вещества играют роль в «тихой» пандемии психомоторных нарушений.
К наиболее опасным химикатам-нейротоксинам они относят:
- метилртуть,
- полихлорированные дифенилы (ПХД),
- этанол,
- свинец,
- мышьяк,
- толуол,
- марганец,
- фтор,
- хлорпирифос,
- тетрахлорэтилен,
- полибромдифениловые эфиры (ПБДЭ),
- дихлордифенилтрихлорэтан.
Конечно, ни для кого не секрет, что многие химические вещества в этом списке токсичны. Вопрос в том, насколько часто мы с ними сталкиваемся и контролируем ли это. А последствия таких контактов далеко не всегда изучены и предсказуемы. К примеру, свинец присутствовал в бензине, малярных красках и даже детских игрушках в течение многих десятилетий, прежде чем ученые поняли его негативное влияние на человека.
Фтор полезен при низких дозах: он помогает предотвратить кариес и укрепить кости. Однако в высоких дозах он вызывает зубные и костные поражения и негативно влияет на рост головного мозга. Но, конечно, речь идет не зубной пасте.
Большую озабоченность вызывают антипирены — группа соединений, известных как ПБДЭ. Эти химические вещества стали использовать вместо запрещенных ПХБ. К моменту, когда установили, что ПХБ вызывают рак и ослабляют иммунную, репродуктивную, нервную и эндокринную системы, они использовались в сотнях видов продукции, например из пластмассы и резины. Производители перешли на ПБДЭ. Однако уже доказано, что ПБДЭ, используемые для огнестойкости мебели, снижают коэффициент интеллекта и замедляют умственного развития.
Фактически, ни один родитель не может защитить своих детей от этих токсинов. А они не выводятся с потом и долго сохраняются в организме. Примерно четвертая часть метаболизма направлена на обеспечение и поддержание работы головного мозга. Чтобы обрабатывать даже базовую информацию, миллиарды химических сигналов постоянно проходят между нейронами. Этот процесс настолько сложен, что мозг задействует в 10 раз больше калорий на килограмм, чем все остальные органы тела.
Большая часть мозга и его 86 миллиардов нейронов формируются в течение нескольких первых месяцев жизни будущего ребенка, в утробе матери. Чтобы мозг развивался правильно, нейроны должны выстроиться в точном порядке под воздействием гормонов и нейротрансмиттеров, но нейротоксины могут «сбить» клетки с курса. На ранних этапах жизни к необратимому повреждению головного мозга может привести даже незначительное внешнее воздействие, которое не имело бы последствий для взрослого человека.
Что делать? Специалисты, в том числе упомянутый выше Филипп Гранджин рекомендуют питаться органическими продуктами, то есть выращенными/произведенными с минимальным использованием или вообще без пестицидов, особенно это касается беременных женщин. Подробнее о токсинах можно прочитать в статье на сайте The Atlantic.