Найти в Дзене
DESIGNERSFROMRUSSIA.RU

Мастер-керамист – новая фешенебельная профессия

Оглавление

Керамика – это материал, из которого можно сделать настоящий шедевр и произведение искусства. Он представляет собой необыкновенный фарфор на котором можно изобразить все, что только пожелаете: космическое пространство, зеленые горы, реки, моря и даже океаны.

Работа мастера-керамиста не очень легкая, но зато достаточно интересная. По факту, благодаря этой профессии способны воплотиться невероятные идеи, которые казалось бы, никаким образом больше не воплотить. И пусть даже всем нам известны обычные и обыденные приборы, вроде посуды: тарелки, чашки, кружки, но сам материал очень даже завораживающий, ведь готовое изделие мастер достает из печи.

Мастер утверждает, что даже если изделие не получилось, то следует принять эту неудачу и, следовательно, попытаться сделать шедевр еще раз. Как и керамика, так и жизнь иногда имеют свойство давать трещинки, которые мы – люди, залатываем, как можем. Мастер-керамист – это профессия, которой нужно отдастся полностью. Узнайте больше об этом эстетическом удовольствие, когда предмет, который вы изготовили получился!

Материал подготовлен сетевым изданием designersfromrussia.ru

Ее мир полон первозданного волшебства и не имеет границ, он такой же бездонный и глубокий, как Вселенная, такой же интересный и захватывающий, как космическое путешествие. Ее существам бы вполне понравилось в фильмах Тима Бертона. Только у нее можно найти туманные и прохладные газонные травы Санкт-Петербурга, отпечатанные в фарфоре, и чашки цвета лазури горных озер, заблудших в буревестнике оленей и диковинные грибы.

-2

Для большинства Лиза Мельник – мастер-керамист. Но тот, кто видел ее работы, и хоть раз держал в руках ее творения, знает, что она повелитель глазурного волшебства и заклинатель фантастических существ. Она работает в самой древней технике лепки, и все прекрасные вещи выполняются ее собственными руками. Лиза – настоящее доказательство истинности слов Блейка «плуг – удел человечьих рук, но рукам не сделать рук».

-3

Одержимость керамикой пришла к ней абсолютно неожиданно. Она училась на графическом дизайне, шел последний курс. На глаза случайно попалось объявление о дополнительных занятиях по керамике. В те времена она очень любила еду, всё, что с ней связано, эстетику подачи. И появилась мысль, не слепить ли несколько тарелок? К скульптуре и прикладному искусству ее до этого никогда не тянуло, девушка была с головой погружена в графику и живопись.

-4

Первый контакт с глиной, и вот она влюбилась в материал по уши. С  того момента мысли были заняты только керамикой. Сегодня Лиза – владелец собственной мастерской в Петербурге. Гончарный круг с его симметрией, ровностью поверхностей и скоростью ей чужд. Все «вещицы» она делает вручную. На каждом сантиметре изделия — ямки от ее пальцев. И как говорит сама Лиза: «все получается более органичным, из самой природы. Мне нравится, что можно дать волю материалу и рукам, лепить почти что бессознательно. Глина всегда знает, во что ей лучше превратиться. Другое дело – гончарный круг, где с глиной нужно буквально бороться».

-5

Что это за профессия вообще? Какова цель в работе? Какие задачи ставит мастер?

Не могу сказать, что я отношусь к керамике как к профессии или работе, хотя по факту это мой хлеб. Я просто не могу этим не заниматься. Меня всегда тянет в мастерскую, всегда есть идеи, которые настойчиво требуют воплощения. Целью для меня является сам процесс. А еще тот магический момент, когда достаёшь готовое изделие из печи. Каждый раз с нетерпением ждёшь, когда же можно будет открыть печку, и каждый раз, как первый, радуешься и удивляешься тому, что из неё выходит. Результат всегда непредсказуем, даже если повторяешь изделие в десятый раз.

-6

Мне иногда кажется, что я просто проводник, кто-то вкладывает образы мне в голову, управляет моими руками. Отчасти из-за того, что в керамическом деле очень много случайностей, за которые ты не несешь прямой ответственности. Я никогда не рисую эскизов, не продумываю деталей, все рождается в процессе, непринужденно. Например, даже если я сажусь за работу с мыслью о том, что сейчас слеплю вполне конкретную кружку, через час передо мной оказывается ваза. И она прекрасна. Задачей своей я считаю давать жизнь тем вещам и существам, что жаждут появиться в материальном обличии, а потом находить людей, которые полюбят их так же, как и я.

Где этому можно научиться профессионально? Допустим, человек хочет делать керамику, как ему дальше быть? Куда идти, с чего начать?

-7

Если говорить о профильном образовании, очень редко на факультет керамики поступают по любви, и редко после получения диплома остаются в профессии. Или выбирают самые рутинные ее отрасли. Гораздо чаще я слышу истории в духе своей – попасть на занятие и после него уже не расставаться с глиной. Сейчас в каждом городе есть масса курсов и мастер-классов по керамике. Если вы хотите глубоко узнать это ремесло, а не просто приятно провести пару вечеров, то очень важный момент – найти своего преподавателя, давно практикующего керамиста, влюблённого в свое дело.

-8

Мне повезло, и я бесконечно благодарна своей учительнице, Ирине Анатольевне Зеляниной. Абсолютно потрясающая женщина. Она научила меня не столько теории, сколько любви и уважению к материалу. Навсегда запомню ее фразы: «Когда обрабатываешь край чашки, нужно думать о поцелуях. Тогда из нее всегда будет приятно пить» или «когда две глазури интересно ложатся друг на друга, они поженились». А еще нужно понимать – сколько бы ни продолжались занятия с преподавателем, всему он тебя не научит, вопросы будут всегда. Главное в керамике – практика, бесконечно много практики.

-9

Какие личные качества, по-вашему, нужны, чтобы заниматься этим?

Наверное, самое главное – уметь принимать неудачи. Конца им не будет, каким профессионалом вы бы не являлись. Изделия никогда не прекратят ломаться и трескаться до обжига, во время и после, глазурь будет сползать, изделия в печи будут слипаться друг с другом… Списку нет конца. И, чем сильнее полюбишь незавершенное изделие, чем дольше его создаешь, тем больше вероятность, что с ним случится что-то нехорошее. Особенно обидно, когда это происходит в начале пути, и с этими неудачами еще очень трудно смиряться.

-10

Я никогда не забуду того горя, когда я лепила еще дома, и на обжиг нужно было отвозить изделия в студию (до обжига изделия очень-очень хрупкие). Едешь с огромными сумками в маршрутке, на каждой кочке сердце замирает. В студии распаковываешь коробки – а там процентов 30 разбито, и ничего с ними уже не поделать. А ведь это были первые шаги, и в каждом разбитом кусочке – кусочек меня.

-11

Кто основные клиенты? Кто обращается?

В основном это люди, похожие на меня. Настроениями, вкусами, интересами. Но абсолютно разных возрастов, профессий. С ними всегда интересно общаться, и я горжусь, что изделия находятся у таких замечательных людей. Горжусь, что моя керамика разлетается по миру, и она радует людей на противоположной стороне земли.

Как проходит рабочий день мастера?

Я уяснила для себя, что строить план на рабочий день – занятие бесполезное и разочаровывающее. Раньше я пыталась составлять распорядок предстоящих дел, но очень редко удавалось все успевать, потому что всегда вклинивается что-то внезапное. А когда день подходит к концу, торопишься и все портишь. Не имея распорядка, успеваешь даже больше. А дел в мастерской очень много, помимо лепки и глазуровки: шлифовать, загружать и разгружать печку, фотографировать, упаковывать, относить на почту, общаться с покупателями, — и все это почти каждый день.

-12

Какие приспособления, инструменты нужны для работы?

У каждого мастера свои особенные инструменты. Они могут быть и совсем неожиданными – палочки от мороженного, маникюрные, зубные принадлежности, столовые приборы и еще огромное множество всего. Всем этим обрастаешь со временем, но начать можно с простого минимума – плоскость, освещение и руки.

-13

Керамика никогда не покидает ее мысли, и если нет возможности лепить, к ней приходит бессонница. Она уверена, что невозможно к своим изделиям относиться как к просто вещам. А к каждой кружечке испытывает настоящие материнские чувства. Клиенты признаются ее рукам в любви и говорят, что, посуда Лизы – высшее эстетическое удовольствие. И мы просто не можем с этим не согласиться.

-14

Войти в мир Лизы Мельник можно отсюда
https://vk.com/chthonicceramics
https://vk.com/lizatort
https://www.instagram.com/chthonic_ceramics/