Найти в Дзене
Музыкальная мозаика

Музыка Древней Руси

Оглавление

История русского народу поистине многогранна, широка, и очень интересна, но как и в любой культуре, дело не обошлось без музыки. Она звучала на площадях во время народных гуляний, в роскошных княжеских хоромах, и даже в церковных монашеских кельях.

На Руси широко был распространён инструмент под названием "гусли" - музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара и лира. В переводах Библии на русский язык гуслями называли киннор.
На Руси широко был распространён инструмент под названием "гусли" - музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара и лира. В переводах Библии на русский язык гуслями называли киннор.

Музыка Древней Руси датируется IX-XII веками. О ней рассказывают памятники литературы и искусства: летописи, иконы, фрески. В житии новгородского епископа Нифонта (XIII в.), в поучениях монаха Георгия (XIII в.) и ряде других документов содержатся сведения о том, что музыканты выступали на улицах и площадях городов.

Музыка была обязательной частью обрядовых праздников — Масленицы (проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы (день летнего солнцестояния) и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов. Скоморохи играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках.

Масленица сопровождалась народными гуляньями, песнями и плясками. Масленица символизирует укрепление языческого божества Солнца. Из слабого младенца Коляды оно превращается в сильного юношу Ярилу, который помогает летом получить богатый урожай на полях. В честь этого и устраивалась Масленица. Описание праздника на Руси представляется как встреча весны и умасливание богов с просьбой о хорошем урожае.
Масленица сопровождалась народными гуляньями, песнями и плясками. Масленица символизирует укрепление языческого божества Солнца. Из слабого младенца Коляды оно превращается в сильного юношу Ярилу, который помогает летом получить богатый урожай на полях. В честь этого и устраивалась Масленица. Описание праздника на Руси представляется как встреча весны и умасливание богов с просьбой о хорошем урожае.

Звучала музыка во время пышных церемоний при дворе князей. Так, перемена блюд на пирах сопровождалась инструментальной музыкой или былиной. На средневековой миниатюре, представляющей сцену заключения мира между князьями Ярополком и Всеволодом, рядом с ними изображен музыкант, играющий на трубе. На войне с помощью труб, рогов, барабанов и бубнов подавали сигналы, создавая шум, который должен был испугать врага.

«Заключение мира между Всеволодом Ольговичем и киевским князем Ярополком Владимировичем (1138)». Миниатюра из Радзивилловской летописи. Кон. 15 в. Библиотека Академии наук (С.-Петербург).
«Заключение мира между Всеволодом Ольговичем и киевским князем Ярополком Владимировичем (1138)». Миниатюра из Радзивилловской летописи. Кон. 15 в. Библиотека Академии наук (С.-Петербург).

Наиболее распространённым инструментом были гусли. Не случайно в «Слове о полку Игореве» (XII в.) воспет Боян — эпический сказитель-гусляр. Однако отношение к гуслям было двоякое. Они пользовались уважением за сходство с музыкальным инструментом библейского царя-псалмопевца Давида (неизменный атрибут его изображений — гусли). Но те же гусли в руках забавников-скоморохов порицались Церковью. Скоморохи и предметы их быта, в том числе и музыкальные инструменты, исчезли в XVII в.

Картина «Баян». В. М. Васнецов, 1910 г. Предположительнобыла создана по мотивам «Слова о полку Игореве» и стала завершающей в цикле работ, посвященных фольклорно -исторической тематике. Художественное произведение повествует о неудачном походе русских князей против половцев в 1185 году.
Картина «Баян». В. М. Васнецов, 1910 г. Предположительнобыла создана по мотивам «Слова о полку Игореве» и стала завершающей в цикле работ, посвященных фольклорно -исторической тематике. Художественное произведение повествует о неудачном походе русских князей против половцев в 1185 году.

Скоморохи — это русские средневековые актеры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики, музыканты-острословы, исполнители сценок, акробаты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, жалейки, гуслей, бубна и т.д. За каждым персонажем был закреплен определенный характер и маска, которые не менялись годами. Скоморохи выступали на площадях и улицах, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в свои представления.

Около середины XVII в. бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые скоморохи более или менее переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей на западноевропейский лад. Скоморох с этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго. Так, скоморох-певец, исполнитель народной поэзии, уступает место представителям зарождающейся с конца XVI в. поэзии; живая память о нем сохранилась в народе — в лице рассказчиков былин на Севере, в образе певца или бандуриста на Юге. Скоморох-гудец (гусельник, домрачей, волынщик, сурначей), игрок для плясок превратился в музыканта-инструменталиста. В народе же его преемниками являются народные музыканты, без которых не обходится ни одно народное гулянье.

Одна из наиболее ярких страниц русской духовной и художественоой культуры - древнерусская церковная музыка. Монументальность и величие древнерусской музыки совершенно связаны со скромными средствами выразительности — унисонным пением, лаконичными, строгими красками звучания. П. А. Флоренский в «Рассуждении о богослужении» говорит об особом свойстве древнерусской монодии:

«Древнее унисонное или октавное пение... удивительно как пробуждает касание Вечности. Вечность воспринимается в некоторой бедности земными сокровищами а когда есть богатство звуков, голосов, облачений и т. д. и т. д., наступает земное, и Вечность уходит из души куда-то, к нищим духом и бедным богатствами».

Также на новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона.

Всего существует три вида звона:

  • благовест (равномерные удары в большой колокол),
  • перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот)
  • звон (собственно, это уже было самой настоящей игрой на колоколах).
Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.
Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.

Запись музыки в Древней Руси

Для записи древнерусской церковной музыки монахи употребляли особую нотацию, которая получила название «знаменной» (от слова знамя – «знак»). «Знаменная» нотация (или «крюковая» – по названию одного из основных знаков системы – крюка), исполненная до XVI века, тяжело поддается расшифровке, поскольку по вполне объективным причинам у науки нет точных сведений о том, как в действительности звучали знаменные распевы.

Надо отметить, что древнерусская церковная и народная музыка находились в определенной оппозиции. Так как византийский канон являлся заимствованным, он вступал в конфликт с народной музыкой, имеющей глубокие национальные корни. Поэтому авторы древнерусских распевов оказывались перед нелегким выбором совмещения христианской эстетики и «наработанных» национальных, но языческих приемов музицирования.

Пример знаменной нотации с киноварными пометами, из книги «Круг церковного древнего знаменного пения в шести частях», ред. А. И. Морозов, 1884.
Пример знаменной нотации с киноварными пометами, из книги «Круг церковного древнего знаменного пения в шести частях», ред. А. И. Морозов, 1884.

Певческие стили в древнерусской музыке

В музыке Древней Руси сосуществовали два певческих стиля – кондакарный (сольный) и знаменный (хоровой) распев.Стройное чередование тонов и полутонов, которые образовывали двенадцатиступенный звукоряд, именовалось церковным ладом. Он распадался на четыре согласия – простое, мрачное, светлое и тресветлое, в каждом было по три звука.

Типы голосов на Древней Руси

Существовало три типа голоса:

  • вершники,
  • путники,
  • нижники,

Певцы-универсалы, умевшие петь на все три голоса, назывались демественниками.

После ослабления Киева возвышается Владимиро-Суздальское княжество, перенявшее «эстафету» дальнейшего развития древнерусского певческого искусства. Сохранилось в истории имя певца и распевщика Луки. Он был создателем целой школы древнерусских исполнителей. Его учеников летопись именует «луцыной чадью».

Друзья! Если понравилась статья, ставьте свои лайки и подписывайтесь на мой ресурс, всем буду рада!