Не то чтобы я планировала приурочить этот небольшой обзор к празднованию Дня Космонавтики, но раз уж так вышло, будем считать это информационным поводом для обсуждения столь «звездной» темы.
Ясно, что у минойцев было всё в порядке с навигацией. Я об этом упоминала еще в статье про талассокартию, но тут я лишь повторюсь, что минойская сеть торговых форпостов и колоний была очень и очень широкой и простиралась от Египта до Трои, от Милета и Угарита до современной Испании, а некоторые особо рьяные исследователи даже в Северную Америку минойцев отправляли, за медью. Если представить всю эту географию на карте, понимаешь, что вряд ли минойские корабли ходили только вдоль береговой линии, а в открытом море без знания «путей по звездам» не обойтись.
Египетская мудрость
Скорее всего, источником знаний в этом вопросе мог быть опять же Египет, где на потолках гробниц изображались удивительно точные карты звездного неба , как, например, в храме царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (17 в. до н.э.), а «жизнь звезд» описана во множестве папирусов. Египтяне, кстати, видимо даже считали землю круглой. В тексте легенды о Солнечном Оке (Лейденский демотический папирус), небесная богиня Мут говорит: «земли бога передо мной, как круглый мяч».
Довольно давно астрономы, изучающие древнегреческие знания о звездах пришли к выводу, что эта традиция опирается на обширный исторический опыт, отраженный в фольклоре и литературе. Я, например, была приятно удивлена, узнав, что в «Явлениях» Арата Солийского (почитайте, это сплошной восторг для любителей астрономии, там такая мифология созвездий, прям песня) зафиксировано звездное небо в точности так, как оно выглядело около III тысячелетия до н. э. в районе 360 с.ш. — на параллели, пересекающей Крит.
И здесь нам на помощь приходит современная археоастрономия. Совсем недавно мне на глаза попался чрезвычайно впечатляющий проект в основном шведских ученых из Уппсалы - http://minoanastronomy.mikrob.com. Они не только исследовали кучу минойского археологического материала, но и подкрепили свои гипотезы компьютерными просчетами, доказав, что минойцы были круты и в астрономии.
Итак, минойцы и микенцы строили свои дворцы, здания и святилища, четко ориентируясь по Луне и Солнцу на их фазы в дни равноденствия, а также «выравнивая» их по видимым ориентирам, таким как горные пики. В том же Кноссосе еще Эванс заметил, что некоторые комнаты явно планировались с учетом особенного освещения в разные часы дня и время года.
Уппсальские умельцы всё измерили, нарисовали нам кучу чертежей и весьма наглядно доказали, что минойцы очень вдумчиво наблюдали за звездами, особенно в горных святилищах. Мелкие глиняные фигурки с изображениями луны и звезд оттуда скорее всего были неким «вспомогательным инвентарем» древних астрономов.
На Крите была своя календарная система, включающая солнечный и лунный календари. Ориентация минойских зданий на позиции солнца, подразумевает, что небесная сфера имела важный символический смысл в минойской религии. Каждое такое место могло соответствовать празднованию определенных значимых событий годового цикла: начало посева и сбора урожая, открытие сезона мореплавания и т.д.
Кстати, лабрис, видимо почитался и в форме созвездия, включающего такие звезды как Орион и Сириус. А знаменитые «рога посвящения», которыми утыкан чуть ли не весь Кноссос, также могли быть ориентирами для наблюдения за светилами. Ну и еще раз напомню, что у минотавра было имя, и звали его, Астерий, то есть «звездный», Пасифая (др.-греч. Πασιφάη «вся светящаяся») очень может быть одним из эпитетов минойской богини в её лунной ипостаси, равно как и Ариадна («пречистая», «всесвятая»), а созвездие Северная Корона у того же Арата из Сол носит название «Венец Ариадны».
В общем, минойская астрономия, как показывают современные исследования, достигла уровня, сопоставимого с уровнем египтян и вавилонян, а знаменитое морское владычество греков стало возможно в том числе благодаря этим достижениям.