Старина «Союз», несомненно, являются шедевром космического кораблестроения, за полвека его довели до совершенства, но всему есть предел. В конце-то концов зачастую теперь лететь в космос надо впятером вшестером, а не втроём. Да и создавался «Союз» только для полётов на орбиту, а сейчас уже планируются и лунные экспедиции.
В РФ шла трудная борьба за создание нового космического корабля. Ещё в самом начале 90х был закрыт проект «Заря», который должен был тогда прийти на смену «Союзам» по причинам финансового характера, затем, как мы помним, родился «Клипер», который так и не был воплощён в металле и от него отказались. И вот, наконец, в 2009 году окончательно было принято решение по созданию нового пилотируемого корабля, который в итоге получил название «Федерация».
Так что же он представляет из себя?
Проектантом и изготовителем нового российского космического корабля выступает РКК «Энергия» им. С.П. Королёва. Проект был утверждён в 2009 году после проведения конкурса среди российских аэрокосмических предприятий. Название нового корабля было утверждено путём всеобщего голосования, хотя по некоторым данным победило совсем другое название, но комиссия утвердила почему-то именно «Федерацию».
По проекту новый космический корабль будет частично многоразовым, в частности его посадочный модуль, остальная же часть КК будет по прежнему сгорать в атмосфере при сходе с орбиты. Официально целью создания нового КК является обеспечение нужд национальной космической программы и технологическая независимость от ненадёжных «партнёров», обеспечение доступа России в космос со своей территории (запуски будут производится с космодрома «Восточный», ну и остальное как обычно —доставка людей и грузов на орбитальные станции, автономный полёт на орбиту Земли, обеспечение полёта к Луне и посадки на её поверхность.
Новый КК «Федерация» будет шестиместным, он так же сможет при этом взять на борт ещё и 500 кг груза, автономность полёта составит 1 месяц, а находиться в составе в составе орбитальной станции сможет до 1 года. Объём герметичного отсека заметно возрастёт по сравнению с «Союзами» и составит 18 м³.
По новым требованиям КК будет управляться одним космонавтом в отличие от своего предшественника, где для этого требовались усилия командира экипажа и бортинженера. Вероятно, кораблю прогнозируют долгую космическую жизнь, по этому он спроектирован с расчётом на возможность глубокой модернизации по мере необходимости. Спускаемый аппарат, как и раньше, будет приземляться с помощью трёх парашютов, мягкая посадка будет обеспечиваться реактивными двигателями, а садиться он будет на амортизированные опоры.
В конструкции КК по максимуму используются лёгкие сплавы последнего поколения и композитные материалы, (80% композитов), созданные отечественной промышленностью. Масса нового КК составит при околоземных орбитальных полётах — 16,5 т (при полётах за окололунную орбиту — 12 т), масса спускаемого аппарата — 4,23 т. Лётные испытания «Федерации» в беспилотном варианте должны начаться уже в 2021 году. Пилотируемый полёт со стыковкой к МКС состоится ориентировочно в 2023 году.
Стыковочный узел будет похож на те, что используются сейчас на «Союзах» и будут модернизированную систему стыковки «Курс-Л». И ещё любопытный факт. «Федерация» будет оснащена нормальным человеческим туалетом с полноценным ассенизационным устройством, в то время как американцы используют для этих целей подгузники. Санузел будет находиться в отдельной зоне, представляющую собой туалетную кабинку, дверца кабинки будет выполнена из твёрдых материалов.
По параметрам строящегося КК можно предположить что в нём по максимуму задействованы наработки по проекту советского КК «Заря», закрытого в начале 90х и проекта «Клипер» .