Найти тему
culturology

Самый уникальный театр нашего времени: японский театр «Но»

Оглавление
Японский театр «Но», корнями происходит из народного творчества и непосредственно поддерживается иператорской семьей, в то время, как более известный театр «Кабуки» больше распространен среди населения страны. Театр за свою более чем тысячелетнюю историю пережил взлеты и падения, славу и горечь забвения.

Как возник театр

Историки утверждают, что идея развития театрального искусства в Японию завезли из Китая к концу VIII века. Первые труппы называли «саругаку» (музыка обезьян). Представления включали в себя жонглирование, трюки с мячом, номера с участием акробатов, музыку и танцы, а также песни. Временами актеры разыгрывали мимические сценки. Спектакли проводили обычно возле храмов в дни, когда люди стекались на службу.

Японский театр «Но» 
источник фото: limon.kg
Японский театр «Но» источник фото: limon.kg

Народные артисты и любители зачастую соперничали с труппами саругаку. Такой театр назвали «дэнгаку» (сельские игры или музыка). Основой были сельские обряды «таасоби», которые имели заклинательный характер. За идею представления брали противоборство светлых и темных сил за владение плодородными полями. В период Хэйан (749 – 1185 гг.) стали появляться целые актерские цеха (ныне называются «рю»). Труппы саругаку, который состояли из буддийских монахов нижнего ранга, организовывали при монастырях.

Театральные школы зачастую конкурировали друг с другом за публику. Более популярными стали актеры школы «дэнгаку». Интерес народа к их творчеству исторические источники описывали, используя термины «эпидемия» или «болезнь». В дань признания талантов к названию этого вида искусства добавили иероглиф «но» (能), что в переводе значится, как талант, мастерство, умение. Несмотря на то, что оставались труппы, которые не имели дополнительного иероглифа, две популярнейшие труппы называли «дэнгаку-но» и «саругаку-но». Отличием первых от вторых было то, что последние создавали пьесы, связаные одним сюжетом, а школы без иероглифа «но» показывали публике разрозненные номера.

Исторические особенности формирования театральной школы

У театров «Кабуки» и «Но» одни истоки: искусствоведы Японии считают, что театральное творчество пришло в страну из Китая. Историки связывают становление театра «Но» с именем Канъами Киёцугу (1333—1384 гг.), так как он воспитывался в актерской семье труппы «саругаку-но». Став взрослым, он организовывает собственную труппу, которая первоначально называлась «Юсаки-дза», а позже – «Кандзэ-дза», в творчестве которой стремился соединять в игре два разных стиля: изысканный «югэн» и подражание – «мономанэ».

Сцена но в святилище на острове Ицукусима
источник фото: Arcimboldo - собственная работа
Сцена но в святилище на острове Ицукусима источник фото: Arcimboldo - собственная работа

Однажды 16-ти летний сёгун Асикага Ёсимицу увидел пьесу Киёцугу – «Юсаки-дза«, после чего он приглашает труппу играть при императорском дворе, поддерживая при этом актеров материально. Вскоре после этого театр «Но» развивается совершенно в другом направлении: спектакли приобретают более классический вид, который присущ театру и по сей день. Разрозненные сцены сменились стройными сценариями, где участник представления выполнял отведенные ему функции, формируется классическая сцена, которая подчеркивает суть пьесы.

Особенности традиции «Но»

Действие представления происходит на канонической сцене, которая представляет собой сооружение с площадкой размером 6 на 6 метров Над ним оборудуется крыша, которая по форме похожа на классическую храмовую.

Каждый участник представления имеет свой собственный жанр. Основное действующее лицо называется «ситэ» и имеет две ипостаси: «физическая» и «духовная». Вначале представления главный персонаж показывается перед зрителем в человеческом образе, который называется «маэдзитэ». Его сопровождают:

аикёгэн – актер, который пересказывает суть сюжета для зрителей;

вакиката – второстепенные персонажи, побуждающие вопросами к активности основных;

кокэн – работники сцены, помогающие актёрам и другой персонал.

Во второй части классического представление «ситэ» появляется в виде духа – «нотидзитэ», которого играет другой актер. Обычно, это один и тот же персонаж, который показывает происходящие события с разных сторон. Распределение ролей на физическую и духовную является нововведением, которое отличает театр «Но» от других. Из-за этого люди стали воспринимать представления в качестве проповедей.

Маски театра но
источник фото: Kumon - Flickr
Маски театра но источник фото: Kumon - Flickr

Актеры предстают перед зрителями в богатых костюмах и масках. Выражение искусственного лица подчеркивает значение персонажа. Классическое представление обычно делят на пять частей-пьес, где во время перерывов показывают три небольшие комедийные сценки. Все вместе они составляют цельный смысловой сюжет, который развивается либо сразу стремительно, либо медленно и плавно, завершая представление быстрой развязкой.

Традиционный театр «Но» – это гармоничное сочетание ритма, танцев, музыки и шорохов, вместе с позами и движениями персонажей, где у каждого звука, танца или жеста своя роль. Ничего лишнего в представлении нет. Для донесения идеи представления актерами используется особая техника переплетения пения, речитатива, выкрика и чтения.