Найти в Дзене
Время и Право

Массовая коррупция в царской полиции на рубеже XIX-XX вв. и ее причины

Оглавление

Сто лет назад репутация полиции была, мягко говоря, не очень хорошей. Вот как оценивали ее петербургские обыватели.

«Полицейские чины были взяточники... за взятку можно было замазать всякое правонарушение и даже преступление».
«Полиция не пользовалась в народе уважением, её не почитали и попросту презирали... простой люд видел в них грубых насильников. Они могли ни за что посадить в кутузку, заехать в зубы, наложить штраф, чинить препятствия...».
«По праздникам взятки носили почти узаконенный характер. Считалось обязательным, чтобы домовладельцы, торговцы, предприниматели посылали всем начальствующим в полицейском участке к Новому году и прочим большим праздникам поздравления с «вложением». Околоточным, квартальным и городовым «поздравления» вручались прямо в руки, так как поздравлять они являлись сами. Давать было необходимо, иначе могли замучить домовладельцев штрафами».

Ситуация по остальной империи была аналогичной. Российские газеты регулярно публиковали статьи под говорящими названиями: «полицейские-звери», «истязания арестованных» и т. д.

Чины Нижегородской полиции
Чины Нижегородской полиции

Пожалуй, самой главной претензией к царской полиции на рубеже XIX-XX вв. являлась ее коррумпированность.

Коррупция была системной, тотальной и массовой. Конечно, тому было несколько причин.

Причина № 1 материальное положение полицейских

Нижние полицейские чины — городовые — получали меньше рубля в день даже в Москве и Санкт-Петербурге. Это было гораздо ниже зарплаты квалифицированного рабочего. В других губерниях жалование городовых было еще меньше.

Гораздо больше получали приставы и их помощники. Но все-равно они не могли обеспечить тот уровень жизни, который требовал от полицейских чиновников статус.

Причина № 2 — проблемы с финансированием работы полиции

В 1907 г. московская полиция получила от МВД лишь 1/12 причитающегося ей бюджета. Денег не хватало даже на выплаты жалования городовым, не говоря уже о приобретении нового имущества и оружия.

Канцелярия 2-го полицейского участка Спасской части (наб. Фонтанки, 63).
Канцелярия 2-го полицейского участка Спасской части (наб. Фонтанки, 63).

Приставы фактически из собственных средств были вынуждены обеспечивать свои участки канцелярскими принадлежностями, выплачивать жалование писцам и другим канцелярским служителям.

В такой ситуации руководители полицейских учреждений были вынуждены искать иные источники получения денег. Частенько приставам деятельность своих участков приходилось обеспечивать за счет подношений населения.

В ходе расследования дела пристава 2-го участка Хамовнической части московской полиции подполковника П. Ф. Бояновского выяснилось, что большую часть полученных от торговцев своего участка 600 руб. «праздничных» он потратил на оплату сверхурочной работы своих подчиненных. Его петербургский коллега — командир 4 роты петербургской полиции капитан Задорновский — за полученную от владельцев квартир свиданий и букмекеров мзду обеспечил личный состав своего подразделения оружием (современными маузерами) и велосипедами.

Причина № 3 — отношение обывателей

Большая часть владельцев торговых, питейных заведений, трактиров считали подношения нормальной традицией, освященной веками «как наши отцы давали и как после нас будут давать...» Чего-то криминального население в этом не видело.

Когда люди жаловались на коррупцию, то упор делался не на сами взятки, а… на нарушение традиций их взимания. Например, в письме московских фабрикантов 1906 г. дворцовому коменданту Дедюлину с жалобами на беспорядки в Москве говорилось:

«При других губернаторах порядок исстари был заведён таков — давать исправникам и полицейским надзирателям два раза в год, а чтобы давать взятки губернаторам и понятия никогда не имели».

И ладно бы такой точки зрения придерживались выходцы из низов. Но так же считали и представители более образованной части населения!

Петербургский полицмейстер Ф. Ф. Дубисс-Крачак в своих воспоминаниях приводит реакцию придворного сановника, генерала, владевшего несколькими домами в столице, на отказ участкового пристава принять «праздничные» от его управляющего. Он вызвал пристава к себе и буквально вынудил его взять конверт с 300 руб.

В начале XX столетия ситуация потихоньку начала меняться, в образованных слоях общества все больше росло неприятие практики взяток и вымогательств.

Но основная масса населения по-прежнему расценивала подношения не как преступление, а как способ «смазать» неповоротливые шестеренки бюрократического механизма.

Поэтому жалобы на полицейские вымогательства были крайне редки и подавались лишь в тех случаях, когда полицейские «теряли чувство меры» и «брали не по чину», нарушая устоявшиеся нормы и традиции.

Статья подготовлена по материалам публикации И. В. Говорова «Проблема коррупции в российской полиции на рубеже XIX - XX вв.» (Журнал «Новейшая история России». 2011. № 2)

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Время и Право».