Найти тему
Московские истории

Огородная слобода: капуста, серебряный кораблик и немного любви

Не приходилось в центре города искать Огородную слободу? И не пытайтесь. Даже сами жители Чистых Прудов лишь пожмут плечами и неопределенно махнут рукой. Правда, некоторые поинтересуется: это Стопани, что ли? Имя большевика Александра Стопани переулок носил 60 лет – с 1933-го по 1994 год, успели привыкнуть.
И с какого перепугу он стал обратно Огородной слободой? Пусть два-три века назад здесь весело шелестели капустой, хрустели огурцами и прорастали репкой огороды, но с тех пор обстоятельства немножко изменились. Тем более, что выбор-то был. Переулок называли Чудовым и Чудовским – по Чудову монастырю в соседнем, Малом Харитоньевском. А еще Фокиным, Клементьевским и Барышевским – по именам домовладельцев. Был он и просто Огородным. Но нет — Огородная слобода! Ладно, смирились и пошли дальше.

Вопрос — куда. Можно выйти на улицы, идущие параллельно Чистопрудному бульвару, можно двигаться вглубь, перпендикулярно. Но в данном случае надо иметь особые навыки: Огородная слобода обнаруживается глубоко внутри, в виде небольшого отрезка между Гусятниковским и Малым Харитоньевским переулками. На 320 метрах ухитрились разместиться монументальные доходные дома, пара славных особнячков, компактный замок, сквер, размером с небольшую площадь, старый деревянный дом и современное здание, в котором преобладают окна.

-3

Начинается переулок с «дома старых большевиков», изначально бывшим доходным домом Плещеевых. Дородный, нарядный, с эркерами-башнями, он бы непременно окружение задавил, если бы напротив не располагался голубой воздушный особнячок, построенный в 1892 году архитектором Якуниным. Сейчас в нем посольство Швейцарии. В центре Огородной слободы — мини-площадь, она же — сквер, устроенный в свое время перед Дворцом пионеров (до него мы еще доберемся). Так что вполне логично, видеть посередке пространства Ленина. Вернее, даже Володю Ульянова, гимназиста.

-4

Несмотря на то, что место проходное, гулять здесь любят и разнообразием местных видов гордятся — на любой вкус. Выглядывающий из-за стволов деревянный дом придает пейзажу уюта. Посольство – яркости. Насквозь стеклянный Георг Плаза напоминает о сегодняшнем дне. Но главный тут, конечно, дом «чайного короля» Высоцкого, под мрачноватыми стенами которого так любили прогуливаться чистопрудные готы. Автор этого мини- замка 1900 года рождения Роман Клейн, по чьему проекту строился Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

-5

Чаеторговая фирма была создана Вульфом Высоцким в 1849 году. К началу XX века ее доля составляла треть всего чайного импорта России. Имела, конечно, значение и репутация: даже конкуренты не находили для продукции Высоцких дурного слова. Жившие по соседству Пастернаки - Леонид Осипович и его сын Борис были здесь частыми гостями. Пастернак-старший писал портреты членов семьи, а юный Борис давал, по его словам, «нерегулярные уроки неведомо чего» дочери Давида Высоцкого Иде. Романтическая история закончилась ничем, а вот мировая поэзия обогатилась стихотворением «Марбург», которое и сейчас с чувством цитируют влюбленные.

-6

В 1918 году чайную фабрику национализировали, в процессе чего, кстати, исчез символ фирмы и ее «знак качества» – серебряный кораблик, который присутствовал на каждой фирменной коробке чая, удостоверял его подлинность. Несмотря на исчезновение «кораблика», империя Высоцких единственная из российских чайных компаний устояла после революции и сохранила капитал. В 1936 году в Израиле был открыт главный офис компании «Wissotzky Tea». Фирма и сейчас процветает. В замке же Высоцких поселился Городской дворец пионеров — пока не переехал на Воробьевы горы. Сейчас тут его приемник — Дворец творчества детей и молодежи. Так что все кончилось хорошо: жизнь продолжается и у старейшей чайной фирмы, и у местной, теперь уже не пионерской молодежи.

Фото Елены Головань