Найти в Дзене
Славянский стан

Федор Ушаков - строитель черноморского флота.

В конце XVIII века Российская Империя блистала на арене европейских театров военных действий! Фамилии полководцев, таких как Румянцев, непобедимый Суворов не сходили с первых полос европейской прессы, а постоянные победы продемонстрировали превосходство русской военной науки. Однако не только на суше Россия демонстрировала свое превосходство в ратном деле, не менее блистательные победы одерживал и русский флот под командованием Федора Фёдоровича Ушакова.
Будущий великий флотоводец родился в семье бедного дворянина из бывших однодворцев - Федора Игнатьевича Ушакова в 1745 году. Отец Федора Федоровича хотел чтобы сын пошел по его стопам, и отправился служить в лейб-гвардии Преображенский полк, однако юноша грезил о море, о котором ему рассказывал его воспитатель-дядька отставной матрос.
Так или иначе но в 1761 году будущий флотоводец поступил учиться в Морской кадетский шляхетский корпус. Дворяне более или менее знатных родов предпочитали своих отпрысков отдавать учиться в другие военные учебные заведения. Судьба военно-морского офицера в те годы была достаточно сурова, как из-за тяжелых условий несения службы, так и из-за того что государство российское в предыдущие годы уделяло мало внимания(а значит и финансов) флоту. И потому в Морской кадетский шляхетский корпус шли дети небогатых родов и служилых людей, вместе с тем, в последующем этот корпус дал России немало известных имен, именно потому, что предоставлял путевку в жизнь людям из небогатых семей, стимулируя их к активной деятельности и усердию. Так вышло и с кадетом Ушаковым который в 1866 году окончил корпус и поступил на галерный флот на Балтику в звании мичмана, что говорит о том что он блестяще сдал все необходимые экзамены.
Три года молодой мичман Федор Ушаков проходил практическое обучение, перенимая опыт у бывалых северных моряков, проявляя при этом пытливость ума, усердие а также ревностное отношение к служебным обязанностям. Молодого офицера заметили и в 1769 году его переводят на юг, в донскую флотилию. Перед Россией стояли грандиозные задачи - возвращать южные владения, пробивать выход к морю, и потому на этом направлении требовались энергичные самоотверженные люди. Именно таковыми качествами и обладал Федор Федорович.
Еще через три года в 1772 году Ушаков становится капитаном палубного бота "Курьер", а еще через год становится командующим боевого шестнадцати пушечного корабля "Морея". В последующие годы Федор Федорович делает стремительный карьерный рост и в 1780-м году он назначен капитаном на императорскую яхту. Казалось бы чего еще нужно выходцу из бедной семьи, сын однодворца управляет кораблем самой Императрицы, открываются колоссальные возможности придворной карьеры, однако не спокойной почетной службы хотело сердце моряка Ушакова. Он жаждал настоящей службы, военной и по личному ходатайству его переводят на линейный корабль.
В 1783 году Федор Федорович был направлен в Херсон где пробуксовывалось строительство Черноморского флота. Прибыв на место со своей командой, капитан первого ранга Ушаков принялся с присущей ему энергией ускорять строительство новых кораблей, однако неожиданно в поселении разразилась эпидемия чумы. Оценив обстановку Федор Федорович приказал своей команде переселиться из поселковых казарм в степь, разбив там полевой лагерь. Медиков не хватало, ситуация в поселке приобрела катастрофический характер, а в полевом лагере Ушакова, благодаря строгим и своевременным санитарно-карантинным мероприятиям, эпидемию удалось локализовать и в конце концов побороть, при этом продолжались вести работы по строительству корабля. Именно за эти решительные и грамотные действия при ликвидации эпидемии чумы в Херсоне Федор Ушаков и получил свой первый орден святого Владимира.
Оценив организаторские способности капитана первого ранга Федора Ушакова командование бросает его на строительство и обустройство Севастополя. Следуя завету Петра Великого из предисловия к военно-морскому уставу "всякой Потентант(государь), которой едино войско имеет, одну руку имеет, а которой и флот имеет, обе руки имеет". Федор Федорович принялся с большим энтузиазмом строить базу Черноморского флота а также занимался обучением экипажей. Особое внимание он уделял подготовке личного состава. По приказу адмирала на полигоне были выстроены качели, на которых устанавливались орудия, на них артиллеристы отрабатывали навыки прицельной стрельбы при качке. Благодаря этим умениям экипажей фрегатов и линкоров Ушакова, эффективность артиллерийского огня в морских сражения превышала вражескую. Другой важнейшей частью тактики Федора Федоровича была хорошо продуманная и проведенная разведка. Еще только противник походит к месту будущего сражения, разведчики Ушакова уже знают количественный и качественный состав флота неприятеля.
Все это проявилось в Русско-Турецкой войне 1787-1791 года, когда авангард русской черноморской эскадры под началом капитана бригадирского ранга Федора Ушакова громил неприятельский флот в сражении при Фидониси. Когда турецкий флот имевший значительное превосходство в кораблях и палубной артиллерии понеся серьезные потери вынужден был ретироваться к турецким берегам зализывать раны. Именно благодаря решительным действиям русского авангарда, два турецких флагмана попали под перекрестный огонь российских фрегатов и линкора "Святой Павел" которым командовал Ушаков. Здесь то и пригодились навыки стрельбы при качке, которые вырабатывал в экипаже Федор Фёдорович. Русская артиллерия буквально изрешетила турецкие корабли, которые имели значительно больше орудий на своем борту, и командующий турецкой эскадрой Гассан-паша вынужден был уносить ноги, спасая эскадру от уничтожения. За эти решительные действия Ушакова назначают командующим Севастопольской эскадры и портом. А в 1789 году ему было присвоено звание контр-адмирала.
В июле 1790-года Федор Федорович командуя уже всем Черноморским флотом вступает в бой с численно превосходящими силами турок. Султан Селим Третий желая взять реванш за военные неудачи предыдущего правителя собрал и направил в Крым большой контингент. Турецкий флот перевозил на своих бортах десант для наземной операции. Однако планам султана не суждено было сбыться, в районе Керчи турецкую эскадру встретил авангард черноморского флота. В завязавшемся бою подоспевший на подмогу авангарду Ушаков сумел разгромить неприятельские силы, нанеся такой урон, что даже помыслить о возможности высадки десанта у турецкого командования не было никакой возможности. Точная стрельба русских морских артиллеристов нанесла непоправимый урон живой силе турок находящейся скученно на кораблях.
В ходе войны 1787-1791 года Ушаков провел еще два успешных сражения убедительно доказав турецким султаном, что отныне их господству на просторах Черного моря пришел конец, и Россия прочно укрепилась на побережье, таким образом пробив себе путь в южные моря.
В последующем Ушаков проведет несколько успешных операций и против европейских армий, в частности против революционных сил французов, захвативших в конце XVIII века несколько греческих островов. Взятие в феврале 1799 года, с малыми потерями, считавшейся неприступной крепости на острове Корфу, произвело неизгладимое впечатление на всю европейскую общественность того времени. "На суше Суворов в море Ушаков" говорили тогда прославляя силу и мужество русской армии.
Свою службу во флоте Федор Федорович оставил в 1807 году по состоянию здоровья. В записке с прошением об отставке адмирал Ушаков в качестве заслуг перед отечеством говорит о том, что за все годы службы он не потерял ни одного корабля, ни один человек из его команды не был в плену у неприятеля.
В конце жизни Федор Федорович будучи не в силах жить рядом с флотом и не иметь к нему никакого отношения, распродает все свои имения в Крыму, которые ему пожаловал в свое время светлейший князь Потемкин, и переезжает в купленную им деревню Алексеевку, что в трех верстах от Санаксарской обители в Мордовии. Перед смертью в октябре 1817 года он принимает монашеский подстриг, так закончился земной путь легендарного, непобедимого флотоводца, создателя Черноморского флота - Федора Федоровича Ушакова, чья жизнь стала примером для сотен и тысяч русских морских офицеров в последующем.