Цветовая составляющая живописи – вот что в первую очередь привлекает посетителей галерей и любителей искусства. Каждый цвет, его оттенок, как нота в музыке, создает мелодию, ритм, темп живописи. Вся симфония, разом обрушивающаяся на восприятие человека и ход его мыслей, может кардинально измениться всего лишь из-за определенного цвета. Именно поэтому за внутренней гармонией и теплом люди приходят смотреть на импрессионистов, а вот глядя на реалистов (с их неистовым желанием прописывать даже грязь под ногтями) недолго схлопотать депрессию.
Яркие тона всегда придавали полотнам динамичность и экспрессию. Взять известную картину «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне, первооткрывателя импрессионизма как стиля. Кажется, что воздух на картине вибрирует, что в следующую секунду солнце поднимется над землей и озарит своим светом все вокруг. Динамика! Секрет заключался еще и в том, как нужно смотреть на картину.
Многие и сейчас допускают ту же ошибку, что и много лет назад - начинают рассматривать работу художника-импрессиониста с очень близкого расстояния, хотя рекомендуемое - это 1-2 метра, иначе можно увидеть только хаотичные пятна красок, не представляющие из себя ничего похожего на законченную композицию. А если отойти от полотна на некоторое расстояние, то все краски сливаются друг с другом и образуют целостную картину.
Если цвет на картинах Моне служит именно способом передачи различных временных периодов (утро, день, вечер), у него есть целые циклю, то у Ван Гога каждый оттенок - психологическая нота. В картине «Ночное кафе» преобладают красный, зеленый и желтый цвета. Смотреть на эту работу долго невозможно - сочетание просто «вырвиглаз». Ван Гог выбрал такие цвета неслучайно, каждый символичен и значим.
В «Ночном кафе» без труда можно почувствовать психологический надрыв, буйство эмоций. Этого и добивался мастер. Зеленый и красный должны были выразить человеческие страсти и пороки. А ярко-жёлтый, заполняющий практически все пространство, показывает, что кафе - место, где человек может сойти с ума, погрязнув в своих проблемах.
Тем не менее искусство цвело и будет цвести буйным цветом. А мы, зрители, идти по его яркому, кровавому, кислотному следу.