Во многих древних империях, где существовали традиции многоженства правителей, существовала и особая каста евнухов, которые имели огромное влияние при дворе.
Если сегодня слову «евнух», порой, придается уничижительный смысл, то в те времена быть евнухом считалось очень почетным: они были посвящены во все тайны дворца, а следовательно, обладали властью.
Само слово «евнух» в переводе с греческого означает «страж ложа», и это как нельзя более емко определяет саму суть обязанностей евнухов: они обеспечивали порядок в святая святых – султанском гареме.
Очевидно, что безбоязненно доверить своих женщин султан мог только кастрированному мужчине. Но историки также приводят иные причины: в частности, евнух, как существо бесполое, как никто иной подходил на роль связующего звена между женским и мужским началом – султаном и его женами.
Традиция держать при гареме евнухов пришла в Османскую империю со времен правления султана Мехмеда. Считается, что именно он первым привез в Турцию евнухов из Византии.
Сначала евнухов набирали из числа светлокожих рас (в основном из пленных, которых привозили в Стамбул), но при султане Мураде III стали появляться чернокожие евнухи.
Они стали цениться гораздо выше, т.к. легче переносили процедуру кастрации, а кроме того, если бы наложнице все-таки удалось согрешить с таким евнухом, то по ребенку сразу бы стало видно, чей он.
Таким образом, с конца XVI века все евнухи при Османском дворе разделялись на две категории: белых и эфиопов. Белым евнухам запрещалось заходить в гарем, они охраняли его только снаружи.
Чернокожие евнухи обеспечивали порядок в самом гареме, они непосредственно общались с наложницами, занимались воспитанием наследников.
Труд евнухов оплачивался очень хорошо: помимо официального жалования (называют цифры от 50 до 100 акче в день и плюс выплата годового содержания), они имели целый ряд дополнительных источников дохода.
В частности, они являлись основными посредниками между поставщиками товаров в гарем и наложницами. Ткани, украшения и прочие элементы женского счастья евнухи перепродавали наложницам с высокой накруткой.
Ну и разумеется, самые крупные доходы евнухи получали со взяток. В Османской империи существовал для этого особый термин «бакшиш» - подарок. Дать бакшиш в обмен на исполнение просьбы считалось само собой разумеющимся и ничего предосудительного в этом никто не видел.
Наложницы очень зависели от евнухов: все их общение с султаном проходило только через них, поэтому любое обращение к евнуху они обязательно сопровождали бакшишем.
Возможность получить хороший заработок зачастую вынуждала многих бедняков отдавать своих сыновей в евнухи, чтобы те могли потом помогать своей семье.
Сама процедура кастрации была ужасной: операции проводили в антисанитарных условиях, многие мальчики после этого умирали от боли и потери крови. Но те, кому удавалось выжить, были обеспечены потом на всю жизнь.
При гареме служило огромное количество евнухов: от 500 до 1000 человек. Им давали новые имена – как правило, очень поэтичные: названия цветов, птиц и т.д. Например, имя известного евнуха Сюмбюля-аги из сериала «Великолепный век» означало «гиацинт».
Самым главным и влиятельным евнухом гарема являлся кизляр-ага: ему подчинялись дворцовые стражники, он лично отбирал новых наложниц в гарем, устанавливал очередность посещения султанских покоев, препровождал наложницу к султану, проводил церемонии обрезания наследников престола, помолвки, был главным свидетелем на свадьбе султана, проводил казни провинившихся наложниц и т.д.
Историки отмечают, что положение кизляра-аги при османском дворе немногим уступало в те времена влиянию премьер-министров при европейских дворах.
Евнухи исчезли в XX веке, когда гаремы исчезли как изживший себя архаизм. Но непередаваемую романтику тех времен сохраняют прекрасные фильмы о тайнах султанских гаремов.
© Ирина Спиваковская, 2018 г.