Найти в Дзене
Основной аэродром

Летающие гиганты: «Илья Муромец» — величественный биплан Игоря Сикорского

Авиационный бум начала XX века не обошёл стороной и Российскую империю. Появлялись секции воздухоплавания, аэроклубы и свои конструкторы. Одним из пионеров авиастроения в Российской империи был Игорь Иванович Сикорский. Его летательные аппараты ни в чём не уступали зарубежным, а часто даже превосходили их в техническом плане. Сегодня я хочу рассказать об одном из самых успешных самолётов Сикорского, установившем ряд мировых рекордов и ставшем визитной карточкой русской авиации перед Первой мировой войной.

Игорь Сикорский. 1914 год. Фото: Public domain
Игорь Сикорский. 1914 год. Фото: Public domain

В 1912 году в должности главного конструктора авиационного отдела Руссо-Балтийского вагонного завода Игорь Сикорский приступает к разработке тяжёлого аэроплана для проведения воздушной разведки. Так появился первый в мире четырёхмоторный биплан «Русский витязь».

Авиационные эксперты того времени предрекали полный провал самолёту — по их мнению он был слишком тяжёл и неспособен подняться в воздух. Но скептики были посрамлены. «Русский витязь» не только прекрасно летал, но и фактически стал прототипом для всех последующих тяжёлых самолётов.

«Русский витязь». 1913 год. Фото: Public domain
«Русский витязь». 1913 год. Фото: Public domain

Успех и опыт, полученные в процессе постройки «Русского витязя» позволили Сикорскому спроектировать уже серийный четырёхмоторный аппарат для нужд армии и пассажирских перевозок. Так в 1913 году появился наш герой — величественный «Илья Муромец».

«Илья Муромец». 1914 год. Фото: Public domain
«Илья Муромец». 1914 год. Фото: Public domain

Новый самолёт стал передовым техническим достижением своего времени — первый многомоторный бомбардировщик в мире, первый в мире специализированный пассажирский самолёт, гидроплан на базе «Ильи Муромца» оставался крупнейшим до 1917 года! Первый полёт гигант Сикорского совершил 23 декабря 1913 года.

«Илья Муромец» в полёте. 1914 год. Фото: Public domain
«Илья Муромец» в полёте. 1914 год. Фото: Public domain

«Илья Муромец» представлял собой классический биплан с укороченным нижним крылом. 4 двигателя Argus мощностью в 100 лошадиных сил каждый обеспечивали самолёту достаточно большую по тем временам скорость в 95 км/ч. Выпускалось несколько различных вариантов «Ильи Муромца», которые отличались размерами, назначением и полезной нагрузкой.

Пассажирский салон «Ильи Муромца». 1914 год. Фото: Public domain
Пассажирский салон «Ильи Муромца». 1914 год. Фото: Public domain

Пассажирская версия обладала невиданной ранее на аэропланах степенью комфорта - отдельная закрытая пассажирская кабина с отоплением, подогревом и электричеством. Во время полёта пассажиры даже могли совершить небольшую прогулку по крылу самолёта. Военный бомбардировщик «Илья Муромец» мог нести от 400 до 520 килограммов бомб и был вооружён 7 пулемётами. Всего было построено 76 машин различных модификаций.

"Илья Муромец" в полёте. Видны пассажиры, вышедшие прогуляться. 1914 год. Фото: Public domain
"Илья Муромец" в полёте. Видны пассажиры, вышедшие прогуляться. 1914 год. Фото: Public domain

Новый самолёт установил несколько мировых авиационных рекордов. Так, 12 февраля 1914 года был установлен рекорд грузоподъёмности - «Илья Муромец» под управлением самого Сикорского поднял в воздух 16 человек и собаку (общий вес груза составил 1290 килограммов).

Те самые 16 человек, собака и Игорь Сикорский перед рекордным полётом. 1914 год. Фото: Public domain
Те самые 16 человек, собака и Игорь Сикорский перед рекордным полётом. 1914 год. Фото: Public domain

А 16-17 июня 1914 года гигантская машина совершила перелёт по маршруту Санкт-Петербург — Киев всего лишь с одной промежуточной посадкой. С началом Первой мировой войны все построенные самолёты вошли в состав Императорского военно-воздушного флота и успешно применялись в качестве бомбардировщиков и разведчиков на фронте.

«Илья Муромец» на фронтовом аэродроме. 1915-16 годы. Фото: Public domain
«Илья Муромец» на фронтовом аэродроме. 1915-16 годы. Фото: Public domain

Отгремела Первая мировая, а за ней и Гражданская война. «Илья Муромец» стал первым пассажирским самолётом молодой Страны Советов, выполнив в 1920 году полёты по маршруту Сарапул — Екатеринбург — Сарапул. Но самолёты уже были сильно изношены и их эксплуатация прекратилась.

«Илья Муромец». Фото: игра Rise of Flight
«Илья Муромец». Фото: игра Rise of Flight

До наших дней ни одного экземпляра этой уникальной машины не сохранилось, но идеи, впервые реализованные на «Илье Муромце» нашли своё отражение практически во всех многомоторных бипланах того периода. Игорь Сикорский покинул охваченную Гражданской войной Россию ещё раньше — в 1918 году. Транзитом через Лондон и Париж он оказался в США, где сможет в 1923 году вернулся к конструированию летательных аппаратов и основал компанию Sikorsky Aero Engineering Corporation. Впрочем, это уже совсем другая история...

Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________

Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com