Венера, самая «советская» из всех планет. Там мы были первыми.
Если с Марсом нам не очень везло, красная планета отчаянно сопротивлялась землянам, и не только нам, но и американцам, которые тоже потеряли по разным причинам несколько космических аппаратов, то с Венерой у нас всё было земетно более благополучно, ну если не считать то, что была потеряна связь с нашей первой АМС «Венера-1», когда та находилась на расстоянии в 100 тыс. км. от планеты.
Вторая попытка закончилась уже более удачно, в феврале 1966 года станция «Венера-2» прошла на расстоянии в 24000 километров от планеты, а в марте того же года АМС «Венера-3» достигла планеты и врезалась в её поверхность где-то в местности восточнее кратера Мид, став таким образом первым космическим аппаратом, достигшим поверхности Венеры и вообще другой планеты (не считая Луны, куда мы тоже «попали» первыми).
В процессе полёта станции «Венера-2» и «Венера-3» провели изучение магнитной обстановки в космическом пространстве, интенсивности космических лучей, потоков заряженных частиц малых энергий, провели изучение солнечного ветра, космического радиоизлучения. На станциях так же были установлены ловушки регистраторы микрометеоритов. На этом первый этап исследования планеты Венера завершился.
Следующий этап изучения планеты предполагал посадку спускаемого аппарата на поверхность планеты с передачей данных на Землю. Осуществлять его начали уже на следующий год. 18 октября 1967 года АМС «Венера-4», успешно преодолев расстояние отделяющего Венеру от Земли, сбросила спускаемый аппарат в атмосферу планеты, который в процессе спуска на парашюте передавал данные о давлении, температуре и составе атмосферы пока не был раздавлен давлением . Было открыто, что атмосфера Венеры чрезвычайно плотная, на 90% состоит из углекислого газа с примесью азота – 3,5%. При исследовании впервые была обнаружена водородная корона планеты, выяснилось что на Венере гораздо жарче нежели в самыз пустынных районах Земли. Так же было установлено что на высоте 25 км температура атмосферы Венеры составляет 271 °C, а давление — 17—20 атмосфер, что стало неожиданностью для специалистов. Полученные данные дали основание изменить представление о давлении на поверхности планеты, оценив его в приблизительно в 100 атмосфер, что позволило внести конструктивные изменения в венерианские станции следующего поколения.
Через полтора года,16 мая 1969 года к Венере добралась АМС «Венера-5». В атмосферу планеты на парашюте была спущена исследовательская капсула, проработавшая в процессе спуска 53 мин, пока предположительно её не раздавила атмосфера. В ходе плавного спуска были получены новые данные о структуре потоков плазмы («солнечного ветра») вблизи планеты. А анализ состава венерианской атмосферы показал, что дышать там нечем, содержание кислорода не превышает 0,1% , с незначительной примесью водяного пара.
17 мая 1969 года к Венере долетела «Венера-6». При помощи парашюта в атмосферу был спущен спускаемый аппарат, было произведено определение химического состава атмосферы и переданы данные о более глубоких слоях венерианской атмосферы.
Наконец 15 декабря 1970 года новый космический аппарат «Венера-7» достиг поверхности Венеры. Её спускаемый аппарат был полностью переделан в связи с полученными от предыдущих экспедиций данными и был рассчитан на давление до 180 атмосфер, что позволило впервые в мире совершить мягкую посадку на поверхность Венеры. Станция на этот раз смогла проработать 53 минуты, в том числе 20 минут — непосредственно на поверхности Венеры. Это был первый в истории сеанс передачи данных с поверхности другой планеты. Посадка на поверхность планеты позволила получить новые данные: у поверхности давление атмосферы Венеры составило 90 ± 15 атмосфер, а температура — 475 ± 20 °C.
22 июля 1972 года окрестностей Венеры достигла станция «Венера-8». Впервые была осуществлена посадка на дневную сторону планеты. Тогда же впервые была измерена освещённость на поверхности Венеры (она оказалась как на Земле в пасмурный день). Попутно выяснилось, что несмотря на очень мощный облачный покров, освещенность у поверхности планеты достаточно высока для получения качественного изображения места посадки спускаемого аппарата без искусственной подсветки. С учётом предыдущего полёта, спускаемый аппарат был сделан несколько легче, так как давление не превысило 95 атмосфер, что позволило использовать освободившийся вес для установки дополнительной научной аппаратуры. Так же была измерена концентрация аммиака на высотах 33 и 46 км, с помощью гамма-спектрометра было впервые проведено исследование грунта другой планеты. По доплеровскому смещению сигнала во время спуска была измерена скорость ветра на разных высотах. Программа полёта станции «Венера-8» была выполнена полностью
Следом к утренней звезде были отправлены «Венера-9» и «Венера-10» — тяжёлые АМС нового поколения, разработанныев НПО им. Лавочкина. Спускаемые аппараты станций «Венера-9» и «Венера-10» в октябре 1975 года совершили посадку на дневной стороне планеты на расстоянии около 2000 км друг от друга. Спустя две минуты после посадки впервые в истории космонавтики начиналась передача телевизионной панорамы. Так же были получены данные о плотность венерианского грунта и содержании в нём радиоактивных элементов. Спускаемые аппараты отработали по 53 минуты. Орбитальные блоки «Венеры-9» и «Венеры-10» впервые в истории стали искусственными спутниками Венеры, выйдя на эллиптические вытянутые орбиты и оттуда продолжив исследование планеты..
В декабре 1978 года совершили посадку на дневную сторону Венеры «Венера-11» и «Венера-12». В комплексе измерений параметров атмосферы планеты велась регистрация электрических разрядов. Спускаемые аппараты зафиксировали более тысячи ударов молнии. Вероятно по этому предача изображений с поверхности не удалась в этой экспедиции не удалась..
Спускаемы аппараты станций «Венера-13» и «Венера-14» 1 и 5 марта 1982 года совершили успешную мягкую посадку на поверхность планеты. Впервые с поверхности Венеры были переданы панорамные цветные изображения поверхности и проведён прямой анализ грунта планеты. На спускаемых аппаратах так же были установлены микрофоны и на Земле впервые услышали венерианские звуки.
10 октября 1983 года на орбиту искусственного спутника Венеры вышла АМС «Венера-15», а 14 октября 1983 года — АМС «Венера-16». Станции несли на своём борту мощную радиолокационную аппаратуру, что позволило получить радиолокационные изображения поверхности планеты с разрешением в 1−2 км, а на основе полученных данных составлен атлас поверхности планеты, включающий карты рельефа, геологические и другие специальные карты.
«Венера-15» и «Венера-16» в процессе подробного радиолокационного исследований поверхности планеты обнаружили два новых типа структур рельефа, которые стали называть родовыми терминами «венец» (кольцевые структуры размером от 150 до 600 км) и «тессера» (структуры из чередующихся хребтов и долин, на снимках напоминающие паркет). Открытым в результате работы станций «Венера-15» и «Венера-16» деталям поверхности Венеры Международный астрономический союз, в соответствии с обычной в таких случаях процедурой, присвоил названия.
Последними аппаратами отправленными к Венере, стали советские станции «Вега-1» и «Вега-2». Названия станций состоят из сокращенного названия проекта «Венера – Галлей», так как на этот раз предполагалось не только обследовать нашу соседку, но и приблизившуюся к Земле комету Галлея. «Вега-1» и «Вега-2» стартовали 15 и 21 декабря 1984 года с помощью ракеты «Протон». После шести месяцев полёта аппараты преодолели 45 млн км и приблизились к Венере. 9 и 13 июня 1985 года от «Веги-1» и «Веги-2» были отделены спускаемые аппараты, которые 11 и 15 июня доставили на Венеру посадочные аппараты и аэростатные зонды. Этот эксперимент стоит особенно выделить среди прочих. Впервые в атмосферу планеты были отправлены не только традиционные спускаемые аппараты, но и дрейфующие зонды, представляющие из себя воздушные шары с электронным оборудованием на борту.
Аэростатные зонды после входа в атмосферу Венеры произвели снижение на парашютах и затем их оболочки были наполнены гелием, после чего начался свободный дрейф в атмосфере на высотах 53—55 км, в процессе которого производились метеорологические исследования параметров атмосферы. Атмосферные зонды проработали более 46 часов и полностью выполнили программу исследований. Данные, полученные с зондов показали наличие очень активных процессов в облачном слое Венеры, характеризующихся мощными восходящими и нисходящими потоками. Когда аэростатный зонд «Веги-2» пролетал над вершиной высотой 5 км, которая расположена в районе Афродиты, он попал в воздушную яму и резко снизился на 1,5 км. Оба зонда обнаружили на ночной стороне вариации освещенности и световые вспышки, то есть грозовые разряды. Аэростатный эксперимент позволил получить новую, уникальную информацию об атмосфере планеты.
Это были последние полёты на Венеру в истории космонавтики, в настоящее время полёты туда не осуществляются и пока не ясно когда будут возобновлены. Из ближайших проектов ожидается к 2020 году российский проект «Венера-Глоб», который предусматривает посадку спускаемого аппарата на поверхность планеты и работу орбитального модуля и аэростатных аппаратов в атмосфере планеты.
Так же по некоторым данным в СССР в 60-70 годы разрабатывался проект пилотируемого полёта к Венере под руководством К.П. Феоктистова. Двигатели у корабля должны были быть ядерными.