Найти в Дзене

Уильям Тернер: 10 пейзажей

Оглавление

Уильям Тернер ( 1775-1851) – английский пейзажист. В XIX веке английское искусство развивалось по другим канонам, чем европейское. В Европе художники предпочитали писать жанровые картины, натюрморты, живопись на мифологические и религиозные сюжеты. Английских художников занимал портрет и пейзаж. Самые крупные художники первой половины XIX века – Рейнольдс, Гейнсборо, Лоуренс, – портретисты и пейзажисты.

Уильям Тернер родился в простой семье, его отец был владельцем мельницы. Он получил академическое художественное образование. Талант художника обнаруживается очень рано, убедительно и мощно. Тернер стал самым юным студентом Академии, а затем – самым молодым преподавателем в Академии по классу перспективы.

Картин вне пейзажного жанра у Тернера очень мало и часто они все равно близки к нему. Это -- особенность восприятия природы у художников романтического направления начала XIX века. Природа выступает зеркалом высшего божественного начала.

Ранний период (1800-1830)

В первых пейзажах художник опирается на школу голландского пейзажа XVII века. Но отличие в том, что Тернер интересуется моментом внутреннего напряжения природы, его не увлекают пасторальные сцены.

Уильям Тернер. «Рыбаки в море», 1796. Галерея Тейт, Лондон
Уильям Тернер. «Рыбаки в море», 1796. Галерея Тейт, Лондон

Он пишет лунный морской пейзаж. Перед художником стоит важная живописная задача: показать холодный лунный свет. Он окутывает рифы, корабли и бурные волны мистической дымкой, серебристым сиянием.

Тернер и дальше будет интересоваться экстремальными состояниями природы. Он хочет показать разные времена года, рельефы и географические точки; путешествует по Англии, Италии, Франции.

В 1800 году Тернер пишет определяющую картину – «Пятая египетская казнь». Здесь художник использует прием, который станет ключевым для понимания его творчества. Он включает в пейзаж элементы библейской истории. Но повествовательный мотив уходит на второй план. Пейзаж становится выразителем тех смыслов, которые несет в себе литературный источник, но на символическом уровне. Само состояние пейзажа передает смысл того, что художник изображает.

Уильям Тернер. «Пятая египетская казнь», 1800.
Уильям Тернер. «Пятая египетская казнь», 1800.

В картине «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы» через силу стихии Тернер показывает беззащитность полководца перед силами природы. Мы не видим полководца и армию, только снежную бурю в Альпах: мятущийся свет, состояние неба. Небо занимает основную часть картины, передает все смыслы, содержит главную мысль: даже великий полководец может оказаться в окружении сил такого могущества, перед которыми он просто песчинка. Историческая тема – это только повод дать космическую панораму снежной бури. Изобразительное начало постепенно сходит на нет: все живописные средства Тернер подчиняет задаче изобразить небо.

Уильям Тернер. «Переход Ганнибала через Альпы», 1812. Галерея Тейт, Лондон
Уильям Тернер. «Переход Ганнибала через Альпы», 1812. Галерея Тейт, Лондон

Для снежной бури армады Ганнибала, да и его самого, просто не существует. Узнать великого полководца мы можем только из названия картины. Силы природы и человека сопоставлены весьма убедительно, и не в пользу последнего. Но, как это ни парадоксально, и наоборот – потому что Ганнибал Альпы все-таки перешел и победил стихию.

У всех зрелых пейзажей Тернера есть сюжет: библейский, мифологический или литературный. Поэтому иногда его причисляют к историческим живописцам. Он достиг такого уровня органического соединения пейзажа со сюжетным началом, какого мы не видим в творчестве ни одного живописца до Тернера.

Уильям Тернер. «Дождь, пар и скорость. Большая Западная Железная дорога», 1848
Уильям Тернер. «Дождь, пар и скорость. Большая Западная Железная дорога», 1848

Постепенно эта тенденция в его творчестве усиливается: состояние пейзажа приобретает все более обобщенные характеристики, утрачивает конкретные элементы. Взамен -- приобретает органичность и целостность состояния. Тернер переходит с изображения природы на передачу атмосферных эффектов, изучает символику цвета и света. Наиболее последовательно он воплотил это в поздней работе «Дождь, пар и скорость» 1848 года.

Зрелые годы (1830-1840)

Серию работ на тему античной истории Тернер создает во время путешествий по Италии. Сравним сюжет «Агриппина перед прахом Германика» у Тернера и другого английского художника:

Бенджамин Уэст. «Агриппина перед прахом Германика», 1768.
Бенджамин Уэст. «Агриппина перед прахом Германика», 1768.

И вот как этот сюжет решен у Тернера:

Уильям Тернер. «Агриппина перед прахом Германика», 1839.
Уильям Тернер. «Агриппина перед прахом Германика», 1839.

Выразительность света и цвета представлены здесь во взаимозависимости. Cама техника такова, что возникает эффект, будто свет разливается по всей поверхности холста. Этот оптический эффект – иллюзия. Именно этого эффекта будут добиваться импрессионисты несколько десятков лет спустя.

Проявляется интерес Тернера к желтому цвету и теплому колориту. Тернера называют художником желтого цвета. Да, он работает в широком диапозоне: от светло-желтого до коричневого, почти красного. В XIX веке появляется много красок, оттенков жёлтого цвета, которых раньше не было. Тернер отличается тем, что использует все разновидности этого цвета, делает это осознанно и подчеркивает это в своих текстах. В картинах начала 40-х годов преобладание жёлтого цвета будет очевидным: появляется эффект сияния, которое исходит от холста.

 Уильям Тернер. «Древняя Италия: Овидий изгнан из Рима», 1838.
Уильям Тернер. «Древняя Италия: Овидий изгнан из Рима», 1838.

У Тернера есть уникальные серии, выходящие за рамки пейзажного жанра. Например, интерьерные наброски поместья Петворд. Это картины небольшого формата без сюжета. Тернер полностью концентрируется на живописных эффектах. И этот подход до импрессионистов полностью освоил только он.

Уильям Тернер. Интерьер в Петворде, 1835.
Уильям Тернер. Интерьер в Петворде, 1835.
Уильям Тернер. «Художник в студии», 1835.
Уильям Тернер. «Художник в студии», 1835.

Поздний период (после 1840)

Если в 1830-е годы Тернера любят и понимают. Но позже, Тернер из популярного художника превращается в непонятного гения.

В 1843 году Тернер пишет диптих, посвященный теме Всемирного потопа. Описание потопа в Ветхом Завете вполне картинное. Текст простой, но очень сильный:

«... разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7:11-12).

Тернер в этом диптихе добивается и простоты, и силы выражения. Оба холста резко контрастируют друг с другом по состоянию природы. Художник добивается особого обобщения. Тернер начинает писать с панорамным охватом, космическим охватом природы.

Уильям Тернер. «Утро после всемирного потопа», 1843.
Уильям Тернер. «Утро после всемирного потопа», 1843.
Уильям Тернер. «Тьма после всемирного потопа», 1843.
Уильям Тернер. «Тьма после всемирного потопа», 1843.

Эти картины нужно смотреть вместе, потому что, с одной стороны, мы видим сжимающийся свет, а с другой – свет, который начинает распространяться от центра и вытеснять мрак.

Точно так же воспринимается картина «Ангел, стоящий на солнце». Для Тернера здесь главное передать мистическое видение Иоанна. Всё основано на золотисто-жёлтом колорите. И снова мы видим тени людей, которые отворачиваются, прячут глаза. Мистическая сила Апокалипсиса здесь звучит в полную силу.

Уильям Тернер.  «Ангел, стоящий на солнце», 1846.
Уильям Тернер. «Ангел, стоящий на солнце», 1846.