Лаковая роспись на металле с момента своего появления в XVIII веке была ярким и неоднозначным явлением художественной жизни России.
Закрытие к середине XIX века практически всех крупных и мелких лакировальных фабрик Западной Европы, связанное с изменением конъюнктуры европейского рынка в области изготовления художественных бытовых предметов, сделала российские лаки единственным наследником европейских производств по выпуску лаковых предметов.
Расписные железные подносы — обычные предметы каждодневного использования и в то же время — настоящие произведения искусства, памятники культуры. Их жанровая живопись и манера художественного исполнения показывают различные стилевые исполнения в искусстве, моду, вкусы разных социальных слоев русского общества. Сцены мифологического и исторического характера, круг популярных тем из «народной жизни», изображение романтических пейзажных ландшафтов, роскошных букетов из садовых и полевых цветов, праздничных натюрмортов из груш, яблок и винограда — все это многообразие старинного художества можно встретить на железных подносах с лаковой росписью. Расписанные большей частью неизвестными сегодня художниками-живописцами и мастерами русского лакерного дела из крепостных «крестьян-промышленников» или «работного заводского люда», они сохранили для нас драгоценную информацию.
Не касаясь общей истории происхождения лаковой живописи, которая зародилась в древние времена в Китае и в Японии, и не рассматривая истоки ее появления в Европе во второй половине XVI — начале XVII века, необходимо сказать о том, что лакированные изделия как престижные предметы обихода появились у нас в XVIII веке в период активной европеизации России.
Общеевропейское увлечение дорогими лаковыми вещами, имевшими статус респектабельных аксессуаров жизни, привело к распространению моды на них и в России. Это дало толчок к возникновению первых отечественных лакерных производств и появлению искусства лаковой росписи на папье-маше, дереве и железе.
Другой причиной появления в русской жизни лакированных подносов было активное распространение в России традиции чаепития, которое позднее утвердилось как русский национальный обычай.
С Урала — в Центр. Демидовский металл
Первые русские металлические изделия с лаковой росписью, прежде всего подносы, появились в середине XVIII века на Урале, на Нижнетагильском заводе, являвшимся вотчиной известнейшей семьи русских сановников и крупнейших промышленников Демидовых.
Активное развитие небольших частных «лакерных» мастерских инициировала политика владельцев завода, заинтересованных в максимально широком сбыте металла и в первую очередь бракованного листового железа. На бракованных металлических листах ставилось клеймо «БРАКЪ НТЗ». Именно из такого железа, прекрасно подходившего для бытовых целей, и изготавливались различные бытовые предметы с лаковой росписью.
Самые ранние тагильские подносы были громоздкими и тяжелыми, прямоугольной формы, с приклепанными с оборотной стороны подноса перекрещивающимися металлическими прутами. Изготовленный отдельно просечный борт, украшенный рядом металлических шариков (так называемых «бусин») вручную приделывался к днищу. С торцов подносы имели большие кованые ручки. Внешне такой поднос напоминал столешницу западноевропейского (английского) чайного столика и собственно таковым часто в быту и являлся.
Роспись этих вещей, несмотря на то, что она часто повторяла картины и гравюры разных художников, отличается высоким художественным уровнем исполнения. Отдельные лакированные изделия с полным правом можно отнести к профессиональным работам живописи, выполненными в станковой технике. Фактически лаковая живопись на металлической вещи становилась аналогом обычной живописи на холсте, и для состоятельного заказчика любой такой предмет имел не только практическую, но и эстетическую ценность. Причина популярности в том, что крепостные Демидовых, занимавшиеся росписью подносов, специально подбирались из семей потомственных иконописцев.
Уральские подносы второй трети XIX-го века становятся более легкими, меньшего размера, исчезают тяжелые пруты на дне, вместо массивных кованых ручек, возвышающихся над плоскостью подноса, практикуются фигурные просечные отверстия для прихвата, что делает подносы более удобными в обращении. Их поверхность по-прежнему украшена сюжетной живописью на темы истории и военных событий, копиями картин, гравюр и эсталепов. За образцы берутся любые доступные оригинальные материалы, в том числе и те, что хранились в господском доме Демидовых.
Встречаются также предметы с авторской импровизацией в виде романтических пейзажей и букетов цветов, выполненных в духе западноевропейской живописи. Однако после закрытия нижнетагильской школы, в 1830-60-е годы, в работах большинства мастеров лаковой росписи на металле просматривается тенденция снижения художественно-технического качества выпускаемой продукции. Новое поколение «лакирных» мастеров, уже не имело академических знаний и профессиональной выучки своих предшественников. Эстетика предмета определялась уже не нормами стиля, как это было ранее, в период классицизма и ампира, а вкусами местного населения. Это привело к преобладанию бытовых сценок — свиданий, гаданий, сватовства, материнства, семейного досуга, охоты, отдыха на природе. Сюжеты носят простой, обыденный характер из быта русского дворянства и купечества.
Далее >> Литва и Петербург