Найти тему
Развитие ребенка

Активный словарь ребенка в возрасте от 1,5 до 2-х-3-х лет

Указательные слова: вот, тут, там, это, здесь…

Например:

— Где мама? (папа, баба, ляля, собачка и т.д.)

— Вот (тут, там)мама (папа и т.д.).

— Кто это?

— Это мама (папа, баба и т.д.).

Слова-приказы:

— На, дай, пей, лей, дуй, мой, сядь, стой, спи, иди, беги, сиди и т.д… Одновременно усваивается значение отрицательной частицы «не». Например:

— Мама, на…

— Мама, дай чай! и т.д…

Слова-приказы постепенно превращаются в слова-действия:

— Дай — дать, даёт; стой — стоит, иди — идёт, спи — спит и т.д…

Таким образом, вызванный звук вводится в новые звукоподражания с разной конструкцией слога. Из этих слогов строятся слова. Слова постепенно объединяются в предложения. Простая фраза из одного, двух, трех слов формируется с 1 года до 2 лет.

Например: Мама, дай пить. Вова упал. Кошка спит.

Усвоенную схему предложения ребенок может воспроизвести уже с другими словами. В это время активно развиваются функции нижнетеменных областей коры головного мозга. Малыш становится способным к пониманию смысловых нагрузок предлогов и окончаний слов. Стереотипное построение фразы часто становится ошибочным, но он может спокойно принять лучшее построение своей фразы взрослым и повторить за ним правильный вариант. Ответная речевая реакция малышей происходит в замедленном темпе, поэтому надо в это время с ними общаться с помощью простых, понятных фраз. Взрослым следует слова произносить неторопливо, четко, внятно, ясно, чтобы в памяти детей навсегда сохранилось эталонное звучание слов родного языка.

В возрасте от 2-х до 3-х лет дети овладевают более сложными формами фразовой речи с усвоением правил грамматики родного языка. В это время они легко обучаются речи на других языках, но без постоянного общения эти навыки также легко исчезают. Дети этого возраста охотно рассматривают красочные картинки в книгах, прислушиваются к народным потешкам, прибауткам, сказкам и стихам А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С.Михалкова и начинают вместе проговаривать легкие для них слова, уступая слова со сложной конструкцией слогов взрослому. Их способности к запоминанию длинных стихотворных текстов в этом возрасте часто удивляют взрослых. Накопленный речевой и жизненный опыт позволяет малышам оперировать более сложными текстами в формате монолога. После 3-х лет они становятся способными к более подробным высказываниям по поводу увиденного, услышанного и пережитого ими. Они учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картин, где нагрузка падает на логико-грамматическое оформление и установление причинно – следственных смысловых связей. Этап формирования связной речи продолжается от 3(4)-х до 6(7) — летнего возраста. Именно уровень развития связной речи, достаточный для этого возраста запас слов, практическое владение грамматическими и фонетическими средствами родного языка, способность к анализу и синтезу звукового состава слов наравне с другими параметрами в физическом, психическом и умственном развитии определяют готовность ребенка к обучению и усвоению школьной программы.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал.