Вот мы живём, работаем, и не замечаем, как меняемся. Иногда нам кажется, что все стали какими-то не такими. Но на самом деле - меняемся мы сами.
Приведу пример. Олегу слегка за 30. Каждую пятницу после работы он встречался с друзьями - с теми, с кем в институтских коридорах готовились к экзаменам, с кем были грозой студенческих вечеринок, с кем отшумели не одну свадьбу. У них была такая традиция - каждый раз в новом месте. Они обошли уже все бары в городе. Пятничные вечеринки обычно заканчивались в субботу. А если повезет - даже в воскресенье. Правда, ни субботы, ни воскресенья Олег обычно не помнил - всё последствия бурных пятниц.
И вот однажды Олег начал бегать (мы упустим, как он к этому пришёл). Сначала километр, потом три, а потом и марафоны. Олег по-прежнему встречался с друзьями, но было уже не так весело: он больше не пил, хотя друзья всё время уговаривали. И вскоре понял, что если не пить вместе, то поговорить как будто и не о чем. Он начал избегать этих встреч под разными предлогами. Потому что не хотел видеть, как сильно изменились его друзья, насколько скучными они стали.
Но друзья-то не изменились - перемены произошли в самом Олеге.
Так происходит в любой сфере. Если вы начинаете заниматься чем-то новым, вы непременно меняетесь. Как меняется руководитель?
- Отношения с людьми становятся более формальными. Да-да, даже с близкими. Руководители постоянно живут в ситуации дефицита ресурсов. И им постоянно приходится принимать решения, что делать, а что нет. С кем общаться, а на кого не тратить время. Руководитель подбирает сотрудников к себе в команду, ориентируясь на вполне конкретные критерии. К сожалению, это переносится и на личную жизнь. Я знаю руководителей, которые на первых свиданиях чувствуют себя как на собеседованиях: проверяют кандидата вдоль и поперёк, не позволяя расслабиться ни себе, ни другому человеку. Получается ли что-то толковое из таких свиданий? Делайте выводы сами. Шаблоны общения, применяемые на работе, далеко не всегда успешны в личной жизни.
- Руководитель наделен формальной властью. Значит, решения принимает он сам. И именно поэтому часто руководители перестают слышать чужое мнение, неосознанно стремятся подавить другого человека. Исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность и возникает уверенность, что собственное мнение - единственно правильное. Этот признак профессиональной деформации встречается чаще всего. И если вы его вовремя не возьмете под контроль, рискуете разрушить отношения с близкими людьми. Кому понравится, что адекватный восприимчивый человек превратился в негибкого домашнего тирана?
- Руководителю нужно добиваться результата во что бы то ни стало. Принимать на работу и увольнять сотрудников, поощрять и наказывать. И такая работа часто ведет к потере эмоциональной отзывчивости, потере гибкости. Начальник рискует стать жёстким и властным.
- Хороший руководитель организует работу так, чтобы быть дирижёром слаженного оркестра. Он делегирует работу другим людям. Это ведёт к тому, что начальник теряет навыки выполнять задачи самостоятельно. И если вдруг придётся делать что-то самому, он и не знает, с какой стороны подойти к выполнению задачи. Другой побочный эффект руководящей должности - научившись делегировать на работе, начальник начинает раздавать поручения и дома, иногда даже не считаясь с мнением близких людей.
Так ли плоха профессиональная деформация? Нет, это прежде всего способ адаптации к новой роли. Именно поэтому хирург относится к человеческому телу как к материалу. Было бы по-другому - хирург бы боялся причинить боль и вряд ли смог бы стать профессионалом. Перемены неизбежны уже в самом начале пути. И главное - видеть их и уметь ими управлять.
Что делать, чтобы не сойти с катушек (не деформироваться до неузнаваемости)?
- Учиться слышать людей. Даже если вам кажется, что вы умеете, в этом не бывает совершенства.
- Учитесь быстро переключаться с одного дела на другое. Это способствует развитию гибкости. Но при этом не забывайте держать фокус на задачах, которыми вы занимаетесь.
- Учитесь действовать по ситуации, а не по инструкции. Да, по инструкции безопаснее (никто не даст по голове за то, что нарушил пункт). Но инструкции не могут предусмотреть всего. что случается с вами в жизни. Да и рабочие инструкции в личной жизни совершенно неприменимы.
- Учитесь. Постоянно учитесь. Будьте открыты к новым знаниям. Обучение - это не только посещение лекций и курсов. Обучение - это постоянные эксперименты для того, чтобы находить наиболее эффективные способы речения ваших задач. Учитесь и экспериментируйте!
- Развивайте рефлексию (способность к самоанализу и самокритике), активно собирайте обратную связь от ваших коллег, подчинённых, руководителей. Собирайте и работайте с ней.
- Отдыхайте! Ничто так не помогает в работе, как умение расслабиться. Парадоксально, но с большей эффективностью работают те менеджеры, которые больше отдыхают. Организуйте свое время так, чтобы каждый день уделять внимание и работе, и отдыху.
Ты замечал признаки профессиональной деформации у себя? Может быть, видел, как меняются твои коллеги? Обсудим это в Telegram.
____________________________________________________________________________________________________________
Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся на канал!