Найти тему
Колдунов Фото

Софтбокс или окно? Есть ли разница для фотографа?

Одним из самых популярных источников света для съёмки портрета (и не только портрета) является свет от окна. Под этим термином понимают не любой свет, который проникает в комнату, а только мягкий обволакивающий свет без прямых жёстких солнечных лучей.

Портрет, снятый со светом от окна.
Портрет, снятый со светом от окна.

То есть по сути окно представляет собой большое пятно света, которое создаёт мягкий светотеневой рисунок. Такое же световое пятно, казалось бы, создаёт и большой софтбокс (специальная насадка на осветительный прибор), который поэтому часто называют аналогом большого окна, но не будем торопиться с выводами.

Слева окно, справа софтбокс.
Слева окно, справа софтбокс.

Да, он такой же большой и прямоугольный, даёт такой же мягкий свет, но можно ли заменить софтбоксом свет от окна? Одинаковый ли рисунок мы получим в итоге? Сегодня мы с этим разберёмся.

И начнём мы анализировать с очень маленького окна, а затем будем постепенно его увеличивать. Это позволит нам лучше проследить те эффекты, которые происходят с освещением в разных ситуациях.

Для начала зашторим окно и сделаем маленькое отверстие, через которое в комнату будет поступать свет. В качестве отверстия мы использовали втулку от туалетной бумаги.

Схема camera obscura.
Схема camera obscura.

Это классический эксперимент, который называется Camera Obscura (в переводе с латинского — тёмная комната). Мы получаем на стене перевёрнутое изображение пейзажа за окном.

-4

Если этот свет будет падать на человека, то это будет похоже на то, как если бы он стоял в лучах кинопроектора.

Справа показано отверстие, через которое в комнату проникает свет. Слева результат.
Справа показано отверстие, через которое в комнату проникает свет. Слева результат.

Такой свет для съёмки мало пригоден, но вы его тоже можете взять на вооружение для создания необычных снимков.

Двигаемся дальше. Увеличим отверстие, немного раздвинув шторы. У нас получилась вертикальная щель, которая теперь будет больше освещать модель. Такой свет всё ещё сохраняет очертания перевёрнутого пейзажа (хорошо видно на стене), но делает их более размытыми.

Справа: так выглядел источник света. Слева: результат.
Справа: так выглядел источник света. Слева: результат.

И чем больше мы будем открывать отверстие для света, тем более размытым получится пейзаж. Но мы к этому и стремимся.

Раздвигая шторы ещё шире, мы уже получаем классический свет от окна, который знаком многим. Обратите внимание, что едва заметные очертания перевёрнутого пейзажа всё равно сохранились, хотя разглядеть их теперь намного сложнее.

Справа: так выглядел источник света. Слева: результат.
Справа: так выглядел источник света. Слева: результат.

Важно будет отметить, что свет от неба освещает нижнюю часть комнаты, а свет от земли — верхнюю.

-8

Соответственно яркость и цвет света будут сильно различаться в зависимости от того, в какой части комнаты мы находимся. Это и есть основная особенность света от окна, которая отличает его от света, идущего от большого софтбокса.

Давайте посмотрим на эти различия, проделав простой опыт. Заклеим окно бумагой так, чтобы свет рассеивался перед тем, как проникнуть в комнату.

-9

В результате разные по цвету и по яркости лучи будут смешиваться на поверхности рассеивателя (бумаги) и дадут нам на выходе большой равномерный источник света. По сути такой же свет будет идти от софтбокса, если мы его поставим вместо окна.

-10

Посмотрим на светотеневой рисунок, который в итоге получился.

Справа: так выглядел источник света. Слева: результат.
Справа: так выглядел источник света. Слева: результат.

Теперь мы не видим очертаний гор на стене за спиной модели. Пропала пятнистость освещения. Хорошо это или плохо? Всё зависит от ситуации и от ваших целей. Но совершенно точно, что сымитировать свет от окна не такая простая задача, какой кажется на первый взгляд. Если просто использовать большой софтбокс, картинка получится совсем другой.

Давайте ещё раз посмотрим на эти две фотографии вместе:

-12

Главный вывод, который нужно сделать — свет от окна бывает очень разным. Важно понимать, что именно находится за окном, лес и горы, соседнее здание, густые тучи или голубое небо. В любом случае, фотограф всегда должен наблюдать за светом и анализировать его. Слепо следуя стандартным световым схемам, мы никогда не научимся работать со светом.

Для вашего удобства мы записали этот короткий видеоролик, в котором всё наглядно продемонстрировали:

Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы следить за новыми интересными статьями. Наша цель — сделать фотографию доступной и понятной, а обучение приятным и весёлым занятием. Для общения приглашаем всех на наш Телеграм канал.

Надеемся, статья и видео оказались для вас полезны. Будем рады любой поддержке с вашей стороны, чтобы мы могли готовить ещё больше интересных материалов.

Поблагодарить авторов:

Постоянно экспериментируйте. Этот портрет, например, сделан со светом, который шёл через узкую щель в окне. Камера обскура, как источник света:

-13

Если вы хотите больше узнать о камере обскура, посмотрите также нашу статью.