Найти тему

Как форсировали канал на подступах к Берлину

Под покровом короткой весенней ночи 55-ая танковая бригада вышла на исходный рубеж.

Предстояло форсировать Тельтов-канал. Хоть и не широк, но крепкий для танков орешек. Берега отвесные, бетонированные. К тому же на противоположном берегу много бетонных укреплений.

Мост, находящийся в полосе наступления танковой бригады, к моменту наступления немцы разрушили. Тут-то и прибыл в родную бригаду полковник Драгунский. Всесведущие связисты на своем языке — языке позывных — оповестили о возвращении любимого комбрига. По позывным связисты опознают радиостанции и батальоны, командиров частей и соединений. И даже не путали трех Новиковых, служивших в одном танковом подразделении.

Подготовка к форсированию канала была завершена к исходу дня 23 апреля.

Кириллов от командира взвода получил задачу: вместе с отделением сержанта Рыжкова обеспечить связь командного пункта бригады с командным пунктом батальона автоматчиков, которым командовал майор Старухин. Кириллов знал этого внешне спокойного майора. Не один раз обеспечивал его связью с КП бригады.

Кириллов держал телефонную трубку у уха, перебрасываясь отдельными фразами с рядовым Гафуровым, оставшимся на КП бригады.

— Гена, жив?
— Жив.

И вдруг Гафуров взволнованно крикнул:

— «Волга!» Вперед, вперед!
— Товарищ майор! — крикнул Кириллов.— В атаку!
— Вперед, вперед! — передавали команду батальонные связисты в роты.

Автоматчики выскакивали из окопов и бежали к берегу.

— Пошли и мы! — распорядился майор Старухин.
— Есть, вперед! — ответил гвардии сержант Кириллов.
— Подошли к берегу канала.
— Вася,— спокойно обратился Алексей к сержанту Рыжкову.— Тяни второй провод через канал.
— Есть!

Отбежав несколько метров в сторону, Рыжков забил колышек, привязал к нему конец кабеля и возвратился, разматывая катушку.

По опыту Кириллов знал, что самое трудное — это восстановить связь через реку. Связать кабель на реке невозможно. Надо заново тянуть. Вот и распорядился он заранее протянуть две нитки.

Под командный пункт командир батальона майор Старухин выбрал отдельный дом на северном берегу канала. Дом каменный, двухэтажный.

В период огневого налета нашей артиллерии и танков автоматчики продвигались вперед. Но как только артобстрел прекратился, гитлеровцы начали ураганный огонь против наших автоматчиков. Положение батальона стало критическим. Майор уже несколько раз брал телефонную трубку и требовал незамедлительной помощи от комбрига. И полковник Драгунский понимал, что помощь автоматчикам нужна. Батальон остался один на один с врагом: без танков, без артиллерии. Вот-вот его немцы сбросят в канал.

-2

Тяжелое положение батальона поняли и командиры двух артиллерийских бригад. Они открыли по противнику отсекающий огонь. И это была реальная помощь батальону автоматчиков. Тяжелый огневой поединок длился несколько часов. И все это время сержанты Кириллов и Рыжков обеспечивали нормальную связь с командным пунктом бригады. Как только замолкал голос Гафурова, Кириллов, бросив короткую фразу Рыжкову, мигом выскакивал из командного пункта батальона и шел на поиск повреждения кабеля.

Привыкший к разрывам мин и снарядов, сержант то делал короткие перебежки, то полз, то вдруг резко падал в воронку. Местность открытая, но воронок уйма. Навстречу ему бежал рядовой Ширшиков. Дважды за день Кириллов переправлялся через канал. Однажды плотик перевернулся, и Кириллов так мокрый и был весь день.

24 апреля танки не сумели переправиться через канал на своем направлении. Его форсировали, заняли плацдарм и обеспечили наведение моста 22-я и 23-я мотобригады.

— Товарищ сержант, мы уходим на переправу,— доложил рядовой Гафуров,— вам приказано возвратиться на КП бригады.
— Товарищ майор! Бригада пошла на переправу,— доложил Кириллов комбату.
— Спасибо и на этом.

Понравилась статья? Подпишись на канал!

Посмотреть все публикации канала