"Фэншуй - ветры (фэн) и потоки (шуй) - древнейшее китайское учение о том, как жить в гармонии с миром, на основе равновесного обмена энергиями между природой и человеком".
Это одно из современных определений, хотя есть немало других.
Первые сведения о фэншуй в Европу принес Эрнст Айтель, знаменитый синолог, многие годы проработавший в Китае в христианской миссии. Его книга, изданная в 1873 году, называется "Фэншуй, или Рудименты естественных наук в Китае". Позднее труды по фэншуй опубликовали коллеги Айтеля, выдающиеся ученые-синологи - голландец Иоганн де Гроот ("Религиозная система Китая", 1892 г.) и англичанин Джозеф Нидэм ("Наука и цивилизация в Китае", 1954 г.). Однако сформулированное Айтелем определение фэншуй остается, вероятно наиболее точным:
"Фэншуй - попросту говоря, система суеверий, призванная учить людей, где и когда строить погребения и дома, чтобы обеспечить необходимое вечное процветание и благополучие".
Система фэншуй в том виде, в котором она предстает сегодня, возникла как производное от учений китайских философов династии Сун (960-1270), рассматривающих Природу как единый живой организм. Этот организм имеет, по их мнению, четыре раздела:
- общий порядок (ли),
- числовые пропорции Земли и Вселенной (шу),
- жизненное дыхание (ци),
- формы проявления Природы (ин).
Мастер Ян И (杨益) сформулировал некоторые теории, впоследствии ставшие основой фэншуй. Иносказательно его методика называется «Поиск дракона там, где его труднее всего найти». Ян И говорил, что для хорошего ведения домашнего хозяйства важно «дыхание дракона», описывал местности, которые якобы поднимались благодаря этому дыханию. Первая его книга вышла под названием «Хань лун цзин» (撼龙经) «Искусство пробудить дракона», вторая книга «Цин нан ао юй» (青囊奥语), третья «И лун цзин» (疑龙经) «Правила недоумения дракона». Все они предлагают рекомендации по «поискам дракона».
В 1986 году американец китайского происхождения Томас Линь Юй, преподававший фэншуй в США, упростил фэншуй, создав так называемый символический (или эзотерический) фэншуй для обывателей. Он поделил пространство на зоны любви, богатства, детей, секса, денег, карьеры и так далее. Предполагается, что, поставив определённый предмет в тот или иной сектор, человек активирует зону.
Классический фэншуй не имеет никакого отношения к статуэткам, амулетам, талисманам и прочему. Эти атрибуты китайской культуры и фольклора по ошибке относят к фэншуй. Однако последний работает только с потоками энергии ци и считает, что энергия не понимает того или иного образа и течёт в согласии с законами мироздания.
Но важно знать о том, что фэншуй произрос из культа мертвых, имеющего в Китае с древнейших времен огромное значение. В Китае никогда не было традиции создавать общие кладбища. Каждый был волен хоронить умершего члена своей семьи где угодно и как угодно. В то же время ритуалу похорон китайцы придавали чрезвычайную важность, поскольку считали, что от того, где лягут останки, воспримет ли их Природа правильно, всецело зависит благополучие живых. Поэтому прежде всего фэншуй предписывал, как и где следует хоронить своих близких.
Что касается наставлений по поводу строительства домов и расстановки мебели - они появились много позднее, в XI-XII вв. н. э. Так что не следует верить современным брошюркам, утверждающим, что возраст учения более шести тысячелетий. Это просто неправда, хотя корни фэншуй действительно уходят в далекое (хотя и не настолько) прошлое: археологи установили, что примерно те же принципы погребения применялись уже в IX веке до н.э.
К XIX веку фэншуй вошел в жизнь срединного Китая настолько плотно, что европейцы не раз сталкивались с очень серьезными проблемами, пытаясь реализовать проекты по строительству предприятий, дорог, мостов и поселений. Европейские инженеры приходили в отчаяние от необходимости согласовывать с местными властями установку даже телеграфных столбов, если мастера фэншуй утверждали, что эти столбы создают узлы сгущения, как сказали бы сейчас, негативных энергий. А когда губернатор португальской колонии Макао решил приобщить аборигенов к благам цивилизации и построить вопреки канонам фэншуй железную дорогу по кратчайшему расстоянию от пункта А до пункта Б, его подстерегли и отрезали голову.
"Несомненно, что-то есть в этом самом фэншуй, - комментировал Айтель, - если он побуждает общественные низы к актам жуткого убиения, а государственных министров заставляет использовать его в качестве убедительного предлога, оправдывающего неспособность к дальнейшему прогрессу торговли и цивилизации".
Тем не менее выход всегда можно было найти.
"Самые зловещие с точки зрения фэншуй природные формы, - пишет в своей книге Айтель, - ужасные сгущения смертоносных дыханий могут быть улучшены при умелом вмешательстве. Один из главных инструментов этого - деньги!"
"Правда, - тут же добавляет он, - инструмент этот страшный: заплатив в первый раз, будешь платить постоянно…"
Иоганн де Гроот, долгое время работавший чиновником голландской колонии на острове Амой, подробно описал изощренную систему вымогательств китайских чиновников при разрешении конфликтов, возникающих на почве фэншуй. Например, когда захоронение одной семьи, свершенное на основе квалифицированной экспертизы мастера-геоманта, по мнению другого такого же квалифицированного специалиста, серьезным образом нарушало фэншуй соседа. Окончательное решение спора стоило обеим сторонам очень дорого…
Европейские исследователи дружно отмечали, что вычисления фэншуй, производимые для поиска наибольшей благоприятности бытия, невероятно сложны и "могут привести в трепет невежественный простой люд своей непостижимостью". Тем не менее, когда в Гонконге европейцы построили свои жилища в самой удобной, защищенной от ветров части острова, да к тому же для красоты посадили деревья и выкопали пруды, китайцы всерьез заподозрили, что те знают о фэншуй очень много, но зачем-то скрывают свои знания. Понятно, что ни сном ни духом не подозревая о принципах фэншуй, европейцы попросту руководствовались здравым смыслом.
"Фэншуй - богатейший источник сведений об этнографии, истории культуры и философии великого китайского народа". Джозеф Нидэм
"Эта система, может, и есть бездна премудрости, но едва ли она содержит хоть горсть здравого смысла". Эрнст Айтель
Иван Зыков, 17.06.2017, для t.me/eastphilo
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь!
Все статьи по разделам
Мы в Telegram
Мы ВКонтакте
Мы в Instagram