Возвращаемся к нашим китаеведческим изысканиям - и разбираемся в истории КНР с песнями любимого Высоцкого. Первой песней в китайском цикле Высоцкого стала "Письмо рабочих тамбовского завода китайским руководителям", написанная в 1963 году. Затем в конце 1965 года появилась новая песня "О китайской проблеме". В последний раз мы говорили о "Как-то раз, цитаты Мао прочитав" (1969), но я предлагаю вернуться на три года назад и разобрать песню "Возле города Пекина", написанную в 1966 году.
Что в это время происходит в Китае?
После смерти Сталина отношения с Китаем непрерывно ухудшаются. Конфликт между странами сопровождается расколом международного коммунистического движения. "Большой скачок" в Китае провалился.
Большой скачок / 大跃进 — экономическая и политическая кампания в Китае с 1958 по 1960 год, нацеленная на укрепление индустриальной базы и резкий подъём экономики страны и имевшая трагические последствия для китайского народа. В это время Китай представлял собой на 90 % аграрную страну, которой была остро необходима модернизация. Мао Цзэдун обосновывал политику Большого скачка при помощи марксистской теории производительных сил, однако его попытка усилить экономический рост путём резкой коллективизации и подменить профессионализм энтузиазмом, а также неверные решения в области сельского хозяйства обернулись катастрофой: следствием Большого скачка стала смерть от 20 до 40 миллионов человек.
После провала «большого скачка» в стране появилась оппозиция, сомневающаяся в курсе Великого Кормчего, и толпы неустроенных китайцев, жизнь которых уже была изуродована.
Какое здесь может быть решение?
Мао "понимает", что всему виной хрестоматийная пятая колонна, поэтому все те, кто не разделяет его взглядов — «правые уклонисты», «ревизионисты» и «агенты капитализма». 16 мая 1966 Политбюро ЦК КПК издало «Директиву 16.05» с установкой на разгром «представителей буржуазии» и противников Мао Цзэдуна в партии, СМИ, научных и культурных учреждениях.
Вы, наверняка, видели на митингах ряженных казаков - официальные казаки от них открещиваются, они не зарегистрированы в качестве общественной организации, а официальные власти говорят, что это добровольцы, которые действуют по велению сердца. Ровно такие же добровольцы появились в Китае в 1966 году - хунвейбинские группировки считались автономными и действовавшими в соответствии с собственным пониманием марксизма; в действительности они действовали согласно общим указаниям Мао и некоторых других лидеров партии.
Прекрасное решение, не находите ли? У неустроенных толп китайской молодежи появляется возможность эффективно расправиться с теми, кто не поддерживает Мао Цзэдуна. Все при деле.
Постановление ЦК КПК о Великой пролетарской культурной революции» от 8 августа 1966 года сообщает: "Отважным застрельщиком выступает большой отряд неизвестных дотоле революционных юношей, девушек и подростков. Они напористы и умны. Путём полного высказывания мнений, полного разоблачения и исчерпывающей критики с помощью «дацзыбао» («газет, написанных большими иероглифами») и широких дискуссий они повели решительное наступление на открытых и скрытых представителей буржуазии. В таком великом революционном движении им, разумеется, трудно избежать тех или иных недостатков. Однако их революционное главное направление неизменно остается правильным. Таково главное течение великой пролетарской культурной революции, таково главное направление, по которому она продолжает двигаться вперёд"
Возле города Пекина
Ходят-бродят хунвейбины,
И старинные картины
Ищут-рыщут хунвейбины,-
И не то чтоб хунвейбины
Любят статуи, картины:
Вместо статуй будут урны
"Революции культурной".
На ранних стадиях Культурной революции Мао заявил о необходимости "сокрушить четыре пережитка / 破四旧". Под это определение попадает все. Молодой и отважный хунвейбин может разрушить, поджечь абсолютно что угодно. Это все наследие старого Китая, которое не понадобится в свтелом коммунистическом будущем.
Четыре пережитка / 四旧: старое мышление / 旧思想, старая культура / 旧文化, старые привычки / 旧习惯, старые обычаи / 旧风俗.
И ведь главное, знаю отлично я,
Как они произносятся,-
Но что-то весьма неприличное
На язык ко мне просится:
Хун-вей-бины...
Вот придумал им забаву
Ихний вождь товарищ Мао:
Не ходите, дети, в школу -
Приходите бить крамолу!
И не то чтоб эти детки
Были вовсе малолетки,-
Изрубили эти детки
Очень многих на котлетки!
Да, 4 пережитка относятся и к людям - читать Конфуция не нужно, носить традиционную китайскую одежду тоже нет необходимости. Эти интеллигентские штучки - все это пережиток прошлого, поэтому вчерашнего преподавателя университета можно сегодня поставить на колени, остричь ему волосы и заставить его писать покаянные.
Вот немного посидели,
А теперь похулиганим -
Что-то тихо, в самом деле,-
Думал Мао с Ляо Бянем,-
Чем еще уконтрапупишь
Мировую атмосферу:
Вот еще покажем крупный кукиш
США и СССРу!
«... с Ляо Бянем» – Высоцкий намеренно коверкает имя ближайшего сподвижника Мао Цзэдуна, министра обороны маршала Линь Бяо. На момент написания песни Линь Бяо - один из крупнейших противников СССР и ближайший соратник вождя.
Линь Бяо / 林彪 (5 декабря 1907 — 13 сентября 1971) — политический деятель, маршал КНР. После IX съезда КПК с апреля 1969 года Линь Бяо официально становится единственным заместителем председателя ЦК партии и определяется как преемник Мао Цзэдуна. По официальной китайской версии, Линь Бяо стал готовить контрреволюционный заговор. После провала путча маршал и его ближайшие сподвижники и члены семьи сумели сесть в «Трайдент» и взлететь. Сначала самолет направлялся в сторону Тайваня, а затем повернул на север и пошел в направлении Советского Союза, на север. Горючего не хватило, и он упал в безжизненной монгольской степи. Так это было или нет - мы вряд ли узнаем в ближайшей исторической перспективе.
А пока жмите 👍 и подписывайтесь на канал Яндекс.Дзен. Чтобы оставаться в курсе последних публикаций, подписывайтесь канал Telegram / @chinabewithyou