Это случилось в самом начале Великой Отечественной войны. Гитлеровские войска стремительно развивали свое наступление, и о событиях тех дней практически не осталось официальных свидетельств. Однако, благодаря рассказам очевидцев, ратный подвиг не остался незамеченным.
Одинокий танк
Летом 41-го немецкая группа армий «Север» вела активные боевые действия в Прибалтике. Согласно плану «Блицкриг», войскам надлежало в кратчайшие сроки выйти к Ленинграду и объединиться с финнами. Входящая в состав армии, 6-я танковая дивизия вермахта справлялась с поставленной задачей и 23 июня 1941 года захватила литовский город Расейняй.
Основная тактическая группа, которой руководил полковник Эрхард Раус, продолжила наступление и выдвинулась в окрестности деревушки Дайняй. Вспомогательная группа под командованием подполковника Эриха фон Зекендорфа осталась оборонять тылы под Расейняем.
Никто и никогда не узнает, откуда в тылу наступающих гитлеровцев появился танк КВ-1.
Возможно, тяжелая машина просто отстала от группы танков 3-го механизированного корпуса, сражающегося в этом районе, или командир потерял связь и заблудился. Как бы там ни было, но танк перекрыл единственную проходимую дорогу в этом болотистом районе, 24 июня 1941 года полностью отрезав немецкий арьергард от основных частей.
Отрезанные от своих основных войск немцы не сразу разобрались в сложившейся ситуации. Волей обстоятельств или героическими действиями русских танкистов, но связь была перебита и контакт со штабом у группы полковника Рауса отсутствовал.
Разведчики в свою очередь докладывали, что тяжелая техника полностью уничтожила колону из 12 грузовиков со снабжением из Расейняя. Группа Рауса была вынуждена развернуть гаубичную батарею и приготовилась обороняться от наступающих советских танков. Таким образом, один единственный КВ блокировал продвижение пусть и не полной, но дивизии врага.
Неравный бой
Едва ли экипаж боевой машины выполнял особый приказ командования. В те первые, особенно тяжелые и кровопролитные, дни войны на всех фронтах царила неразбериха и сумятица. Скорее всего, танкисты, обладая самой мощной по бронированию боевой машиной того времени и заняв удачную стратегическую позицию, просто решили во что бы то ни стало уничтожить как можно больше сил врага.
Вскоре немецкая разведка определила, что танк КВ-1 действует в одиночку. Тогда было принято решение его уничтожить. Однако в распоряжении группы Рауса были лишь легкие танки чешского производства PzKw-35t, не способные причинить тяжелому танку ни малейшего вреда и немцы применили против русского богатыря противотанковые 50-ти миллиметровые орудия. Прикрываясь растительностью и рельефам, им удалось подтянуть несколько орудий на дистанцию прицельной стрельбы и открыть беглый огонь по советскому танку. Впрочем, попытка не увенчалась успехом: немецкие снаряды не справились с броней КВ-1.
Танк открыл ответный огонь из башенного орудия и полностью уничтожил две пушки вместе с расчетами и еще две временно вывел из строя. Оставшиеся в живых артиллеристы спешно отступили.
Удрученные неудачей гитлеровцы решили использовать 88-и миллиметровую зенитную установку. Крупногабаритное и мощное орудие изначально разрабатывалось для стрельбы по высоколетящим самолетам, но при вторжении в СССР оказалось единственным эффективным средством борьбы с тяжелыми танками.
Атака развивалась по предыдущему сценарию. Немцы попытались незаметно выкатить зенитную установку на огневую позицию, однако экипаж КВ-1 был готов к нападению и уничтожил силы противника огнем башенного орудия и пулеметов. Так прошел первый день осады.
Ночью немецкие саперы предприняли попытку подкрасться и подорвать танк, но не смогли нанести бронированной машине серьезного вреда, поэтому были вынуждены отступить под шквальным огнем пулеметов.
На следующий день фашисты подготовились гораздо серьёзнее. В операции были задействованы все имеющиеся легкие танки и оставшееся зенитное орудие. Танки открыли отвлекающий огонь сразу с нескольких направлений, и артиллеристам удалось установить и подготовить 88-и миллиметровую установку к стрельбе. По КВ-1 было сделано более десятка попаданий, тяжелые снаряды трижды пробили броню, прежде чем танк навсегда замолчал.
Экипаж не сдался, не покинул поврежденную машину и не бежал, это были люди необыкновенной несгибаемой воли: когда полностью уверенные в своей безопасности гитлеровцы приблизились к мертвому танку, башня вдруг ожила и стала поворачиваться в сторону врагов. Немцы бросили гранату в одну из пробоин в борту.
Тела танкистов похоронили в братской могиле местные жители, а после войны перезахоронили и устроили памятный мемориал. По немногочисленным личным вещам удалось установить имена только трех человек из экипажа легендарного танка. Возле маленькой деревушки под Расейняем вместе с безымянными героями навсегда остались лежать Ершов Павел Егорович, Смирнов В. А. и боец с инициалами Ш.Н.А.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!