Найти тему
Хомка

Как в XIX веке пришли к острой нехватке черноземных почв

Дискуссия о черноземах тянулась десятилетия. Она уже получила шутливое название «сорокалетней войны». Интерес к ней постепенно угасал. Все меньше серьезных ученых обращалось к черным степным землям. А между тем урожаи скудели, поля страдали от засухи, покрывались оврагами.

Необходимо было принять срочные меры по спасению «хлебной житницы России». И в середине 70-х годов позапрошлого столетия при Вольном экономическом обществе создают специальную Черноземную комиссию. Не трудно догадаться, что среди ее членов был и Василий Васильевич Докучаев. Планы строились грандиозные, но, как всегда, после торжественных речей наступили рабочие будни.

Простые подсчеты показали — средств хватит лишь на два сезона. И комиссия поручила молодому учёному возглавить полевые «экскурсии». Действительно, экспедицией их назвать: было трудно. Ведь он одновременно являлся и начальником, и подчиненным, и даже землекопом.

Но подобные «мелочи» мало волновали Докучаева. Он не только взялся за этот гигантский труд, но и обещал уложиться в два летних сезона.

И сегодня при высоком техническом оснащении экспедиций два полевых сезона — срок небольшой. Докучаев же успел проехать верхом, прошагать пешком всю Украину, Бессарабию, черноземный центр России, Заволжье, Крым и Северный Кавказ.

-2

Кто бывал летом в степных экспедициях, знает, как мешают работать зной, слепни и сухой пыльный ветер. Термометр показывает 40—45 градусов. Лопата никак не может справиться с плотной землей, кирка оставляет на ней лишь небольшие углубления. И это не пустыня, не какая-нибудь Долина смерти, а обыкновенная степь, та степь, которую Докучаев взялся обойти и изучить всего за восемь месяцев...

Перед глазами исследователя открывалось столько нового, неизвестного, что на время он забывал об усталости, жаре и жажде. И однако недостаток времени гнал его вперед, не давая увлечься какой-то одной идеей.

«Не было возможности, — писал он, — входить во время экскурсий в рассмотрение детальных вопросов о черноземе... Я исключительно преследовал общие задачи и стремился, по возможности, изучить чернозем с научной, естественно-исторической точки зрения: мне казалось, что только на такой основе и только после всесторонней научной установки... и могут быть построены... действительно практические меры к поднятию сельского хозяйства черноземной полосы России».

В 1881 году Докучаев определил для себя круг проблем, которыми следует заниматься в первую очередь. Самая крупная из них: «Что есть почва?» За тем следует целая вереница «специальных» вопросов. Какова ее толщина и строение? По каким законам распределяются почвы в Европейской России? В чем секрет замечательного плодородия черноземов?

Уже тогда он высказал догадку: почва — это благородная ржавчина Земли. Она представляет собой самобытное тело природы, как минералы и растения. Но догадка, даже если она гениальна, требует доказательств. И Докучаев начинает их поиски, уйдя с головой в безбрежный океан работ по геологии, химии, географии, биологии и другим наукам.

Он отвергает существовавшие до него гипотезы одну за другой. Конечно, можно предположить, что черноземы появились на месте существовавших здесь когда-то морей. Но всякому серьезному геологу известно, что в ближайшие к нам эпохи моря не вторгались в пределы Русской равнины.

Понравилась статья? Подпишись на канал!
Наука
7 млн интересуются