Найти тему

Дорифор (Копьеносец) 450-420-е гг. до н.э.

Дорифор (Копьеносец). Поликлет.

"Поликлет из Аргоса, другой великий мастер эпохи Перикла, очевидно, моложе Фидия (работал примерно в 450-420-е гг. до н.э.), тоже считался учеником Агелада, своего соотечественика, и, скорее всего, это реальный факт. Поликлет по преимуществу - мастер мужской бронзовой статуи. Осознавая, что в её формировании он достиг неких абсолютных высот, художники назвали её "Каноном" (Руководство, Правило); аналогичные "Каноны" в это время были созданы в философии Демокритом.

"Каноном" Поликлета является его Дорифор (Несущий копьё) - статуя юноши с копьём на плече, реконструированная по римским копиям в бронзовом слепке, ок. 450-440 гг. до н.э. Поликлет продолжает развивать раннеклассическую тему атлета, вышедшую из моды в Афинах эпохи Перикла, но его интересовали главным образом не сюжеты и фабулы, а достижение идеального совершенства фигуры в самом её пластическом образе. Поэтому "атлеты" мастера имеют мало отношения к собственно атлетике или другой конкретной стороне реальной жизни. До Поликлета спокойно стоящая мужская фигура оставалась в раннеклассическом пароксизме: или глухо статичной, или резко динамичной. Уже с эпохи геометрики в фигурах начали исследоваться начала тектоники, соотношения верхней и нижней частей тела - сначала как больших блоков, потом с участием головы как некоего особого элемента тела, потом с дифференциацией рук и ног - как парных элементов и как элементов обособленных. К моменту вступления аргосца на арену искусств в этом направлении было сделано уже очень много - анатомия человеческого тела, его структура и его пластика были изучены в деталях.

Идеальное пространство статуарного образа уже было почти завоёванным, и к приходу Поликлета в искусство статуя в целом уже обладала своей автономией. Тело представлялось очень близким к натуральному, но оставалось ощущение какой-то угловатости, резкости столкновения аспектов, и этот момент мелочного беспокойства, внутренней нестабильности фигуры нужно было погасить. Герои более ранних вателей, в том числе и выдающегося Мирона, продолжали выражать свои чувства экспрессивными жестами - говоря словами дельфийских мудрецов, "махать руками".

-2

Задумав статую обнажённого юноши с копьём (полагают, что это Ахилл), Поликлет устранил скованности, проистекающие от привязанности образа к внутренней, "материнской" среде. Копьеносец Поликлета имеет совершенно особую тектонику. Он фронтально стоит перед зрителем, слегка повернув голову в сторону; он великолепно сложен: его пропорции тяжёлые, устойчивые, мужественные. Ноги несут тело с такой убедительностью, какой не удавалось достичь раньше, - правая опорная нога подогнута внутрь, так что абрис её скруглён, а лекая свободная не выдвинута вперёд, как то было раньше, а, напротив, отставлена назад и опирается о землю кончиками пальцев. Этот приём создаёт впечатление, что юноша с атлетическим торсом шагает , что он постоянно движется в своём идеальном пространстве: только что он шагнул, ещё не успев опустить ступню целиком на землю, а другая нога уже сейчас примет соответствующую позицию: она оторвётся от земли и станет свободной, передав нагрузку второй ноге. Исчезает жёсткое разделение между обеими ногами: они обе по сути и опорные, и свободные, и сильный изгиб линии бёдер говорит о мощи нижней части фигуры. Но верхняя часть тела тоже строго дифференцирована в отношении несомых и несущих частей. Торс наклонён влево (с точки зрения юноши), грудь выровнена, а плечи наклонены в другую сторону: правое, соответствующее опорной ноге, опущено, а левое, со стороны свободной ноги, приподнято, и именно это плечо нагружено - герой несёт на нём копьё. Таким образом, в тектоническую игру вступает не только верх и низ , фигуры, но и в каждой из этих частей левое-правое, так что образуются две пары взаимоперекрёстных сил: две несущие (правая нога - левая рука), и две несомые (левая нога - правая рука). Такое зеркально-симметричное распределение сил в живом организме назвали хиазмом (от греческой буквы "хи" - Х).

-3

Дорифор, столь естественно движущийся, покоясь в своём внутреннем мире, непоколебим, границы его сферы нерушимы - он неуязвим ни с какой стороны, и он развивает свою идею в пространстве-времени кругло, т.е. как бы легко вращается: если смотреть на статую сбоку, со спины или в три четверти, она будет оставаться одинаково прекрасной, тектоничной и уравновешенной. Римские ценители донесли определение "Канона" как "homo quadratus" - он казался им слишком приземлённым, с укороченными пропорциями (явно сказались вкусы более поздней эпохи), но в "квадратном" идеале аргосца прослеживается ещё раз принцип идеальной парности: все четыре стороны квадрата равны - пары рук и ног идеально взаимосвязанны. Выходящая за пределы "квадрата" голова очень своеобразна; она тоже трёхмерная, "круглая", с короткой причёской в виде языков пламени. Лицо с его идеальными чертами бесстрастно, безмятежно и абсолютно непроницаемо.

Источник: Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 226-228.